Бизнес Роман Ромашов, начальник Самарского юридического института ФСИН России: «От других юридических вузов нас, прежде всего, отличает профильность образовательной и научной деятельности»

Роман Ромашов, начальник Самарского юридического института ФСИН России: «От других юридических вузов нас, прежде всего, отличает профильность образовательной и научной деятельности»

В настоящее время в России идет масштабное реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС). В какой степени эта реформа коснулась Самарского юридического института (СЮИ)? Каковы основные направления образовательной деятельности вуза? Насколько востребованы на рынке труда выпускники СЮИ? Об этом и многом другом 63.ru побеседовал с начальником Самарского юридического института ФСИН России, заслуженным деятелем науки РФ, доктором юридических наук, профессором, генерал-майором внутренней службы Романом Ромашовым.

– Роман Анатольевич, какова конкретно реформа УИС Самарского юридического института?

– Проводимая в настоящее время реформа УИС России направлена в первую очередь на снижение пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива. Для того, чтобы граждане, признанные судом виновными в совершении преступлений, не совершали их вновь, необходимо менять не только организационные и материальные условия осуществления наказаний, но и общее отношение к УИС со стороны государства и общества. Следует осознать, что любое наказание когда-то заканчивается, и лицо, его отбывшее, вновь включается в нормальные человеческие отношения. Готовность к таким отношениям должна носить обоюдный характер.

Гражданин, обретая свободу, должен своим социально-полезным трудом и правомерным поведением демонстрировать фактическое исправление и стремление стать равноправным членом социума живущего по правовым законам. В свою очередь, общество должно не только не отторгать вчерашнего осужденного, зачастую воспринимаемого в качестве «бесправного изгоя», но и способствовать его возвращению к законопослушной жизни.

В образовательной и научной деятельности Самарского юридического института реформа ФСИН воспринимается с точки зрения реального руководства к действию. В образовательный процесс внедряются практико-ориентированные модели обучения, основной целью которых является формирование у выпускников профессиональных компетенций, объединяющих знания, умения, навыки необходимые для решения служебных задач в сфере установления и обеспечения режима и надзора в учреждениях УИС. Мы также стремимся к повышению у обучаемых уровня нравственно-правовой культуры, ведь от того как курсанты, студенты и слушатели будут воспринимать и пропускать через себя программные установки Концепции реформирования УИС, во многом будет зависеть успех проводимых мероприятий.

– Сегодня каждый вуз выпускает дипломированных юристов. Чем ваши выпускники отличаются от выпускников других вузов?

– Действительно, в настоящий период существенным образом возросло число вузов осуществляющих подготовку дипломированных юристов. К сожалению, в некоторых случаях, получение юридического диплома становится самоцелью и не подкрепляется фактической юридической компетентностью выпускника. Иными словами: «Есть диплом юриста, но нет юриста». Про выпускников СЮИ так не говорят. Свидетельство тому самый высокий в регионе уровень прикрепляемости выпускников к учреждениям, занимающимся практической юридической деятельностью. Для выпускников юридического факультета это 97%, а для факультета внебюджетной подготовки – 89%. Такие высокие показатели свидетельствуют о востребованности наших выпускников на рынке рабочих вакансий.

От других юридических вузов нас, прежде всего, отличает профильность образовательной и научной деятельности, что в свою очередь придает учебному процессу ярко выраженный прикладной характер, с акцентированием внимания на увеличении практических и тренинговых форм проведения занятий. Также своеобразием отличается организация учебного процесса. Курсанты юридического факультета на первом курсе находятся в загородной учебной базе (поселок Богдановка). Локализация первого курса с одной стороны способствует формированию у ребят чувств коллективизма, товарищества и взаимопомощи, а с другой стороны, позволяет добиться более высокой эффективности управления и контроля за обучением и поведением курсантов со стороны руководства курса и факультета.

– Расскажите об основных направлениях деятельности вашего вуза.

– Как следует из названия, основным направлением образовательной деятельности нашего ВУЗа является подготовка профессиональных юристов. В настоящее время на юридическом факультете осуществляется подготовка по программе специалитета, квалификация «правоохранительная деятельность». Факультет внебюджетной подготовки осуществляет подготовку по программе бакалавриата, квалификация «юриспруденция». В 2011 году в институте начата подготовка по программе бакалавриата, квалификации «конфликтология», предусматривается возможность получения за один образовательный период двух дипломов о высшем образовании. В 2010 году вуз прошел государственную аккредитацию и лицензирование. Все направления образовательной деятельности обеспечены соответствующими федеральными лицензиями.

– Какой материально-технической базой располагает институт?

– На современном этапе СЮИ обладает развитой материально-технической базой, обеспечивающей подготовку высококлассных профессионалов в области юриспруденции и конфликтологии, а также создающей возможности для научного творчества, духовно-культурного роста, физического совершенствования. В структурном плане институт объединяет три «площадки»: центральную, факультет внебюджетной подготовки, загородную учебную базу (п. Богдановка).

Центральная площадка включает административно-учебный корпус, здание в котором размещаются конференц-зал, спортивные залы, тир, курсантская столовая, кафе для постоянного состава. Заканчивается строительство курсантского общежития. Ведется строительство нового учебного корпуса и общежития для постоянного состава. Факультет внебюджетной подготовки размещен в отдельном здании и располагает всеми необходимыми условиями для ведения учебной, культурно-воспитательной и спортивной деятельности. Загородная учебная база представляет собой комплекс зданий и помещений, обеспечивающих комфортное проживание и эффективное обучение курсантов первого курса. На всех учебных площадках имеются библиотеки, спортивные и актовые залы, компьютерные классы, специальные кабинеты и ситуационные центры.

Для усиления практической составляющей учебного процесса в институте создан полигон практической подготовки и рабочие места, позволяющие осуществлять ситуационное моделирование в наибольшей степени соответствующее реалиям деятельности УИС.

– Сильный ли у вас профессорско-преподавательский состав?

– Для любого вуза профессорско-преподавательский состав это одновременно критерий оценки соответствия требованиям ФГОС, предмет гордости, проблема сохранения и совершенствования. Не смотря на «юношеский» возраст (в этом году институт отпраздновал свое семнадцатилетие), СЮИ обладает достойным, как по количественным, так и по качественным параметрам, ППС, способным с высокой степенью эффективности решать задачи по подготовке профессиональных юристов и квалифицированных сотрудников ФСИН России.

В настоящее время в институте работают 13 докторов и 75 кандидатов наук. В целях совершенствования работы по подготовке научных и научно-педагогических кадров действует адъюнктура. Цели и задачи научной деятельности сотрудников СЮИ определяются в соответствие с Концепцией реформирования УИС. Наши ученые принимают активное участие в деятельности правотворческих и правоприменительных структур, разрабатывая средства и технологии научного обеспечения реформационных процессов.

– Что вы можете сказать о качестве знаний, получаемых курсантами и студентами вашего вуза?

– Современное российское законодательство трактует образовательную деятельность как образовательную услугу. Если придерживаться такого подхода, то качество знаний зависит в первую очередь от квалификации преподавателей, наличия достаточного библиотечного фонда и современных средств обучения. По данным критериям Самарский юридический институт в 2011 году вошел в число 100 лучших вузов России, что является наглядным доказательством высокого уровня качества образовательной деятельности.

Вместе с тем, не следует забывать о том, что качество образования зависит не только от индивидуальной квалификации преподавателя и уровня развития материально-технической базы обеспечения учебного процесса, но и от стремления обучаемых получать даваемые знания и внедрять их в практику повседневной жизнедеятельности. Для института первоочередной задачей является подготовка адекватно мыслящих и действующих сотрудников УИС РФ. Нами осуществляется постоянный мониторинг мнений о качестве наших выпускников со стороны территориальных органов, в которых они проходят службу. В основном оценки положительные, хотя говорить о том, что все проблемы в данной области решены, конечно, нельзя. На мой взгляд, прежде всего, нуждаются в совершенствовании мотивационные факторы, определяющие стремление к улучшению качества образовательного процесса как со стороны обучающихся, так и со стороны обучающих.

– Роман Анатольевич, какова на ваш взгляд главная составляющая образовательной и служебной деятельности сотрудников ФСИН России?

– ФСИН России выполняет комплекс задач, объединенных общей целевой установкой: созданием высокоэффективной системы по ресоциализации осужденных и противодействию пенитенциарному рецидиву. Достижение этой цели возможно только в случае осуществления активного взаимодействия и партнерства образовательных учреждений и территориальных органов. Мы готовим профессионалов, способных и стремящихся в рамках действующего правового поля принимать самостоятельные управленческие решения, обеспечивающие ход реформы и, в конечном итоге, предопределяющие ее итоги.

Фото: Видео Олега ЛАЕВСКОГО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления