Город Задолженности по ЖКХ приравняют к краже?

Задолженности по ЖКХ приравняют к краже?

По данным МП «ЕИРЦ», на начало июня жители областного центра задолжали управляющим компаниям города 1,578 млрд рублей. После сокращения бюджетных дотаций прибыль УК стала напрямую зависеть от собираемости коммунальных платежей. Поэтому управляющие компании серьезно озаботились тем, как на законных основаниях получить от граждан деньги за жилищно-коммунальные услуги. Некоторые УК считают, что менять нужно и методы воздействия, и сами законы.

Крутятся сами

Нужно отметить, что 1,6 млрд рублей - это долги самарцев только перед теми УК, которые работают с МП «Единый информационно-расчетный центр». То есть итоговая цифра задолженности в целом по Самаре за услуги ЖКХ должна быть значительно больше. К примеру, по состоянию на 1 марта долги перед управляющими компаниями в Самаре в сумме составляли 2,3 млрд рублей.

Количество лицевых счетов должников, фигурирующих в списках «ЕИРЦ», 22 083. Больше всего (почти треть общей суммы) должны за услуги ЖКХ жители Кировского района - их долг составляет 442 млн рублей. Меньше почти в два раза задолжали собственники Советского района - 253 млн рублей. Следом идут Красноглинский, Куйбышевский и Промышленный районы.

Львиная доля задолженностей осталась еще с прошлого года, то есть в 50-60% случаев граждане последний раз оплачивали жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) больше полугода назад.

Проблема неплатежей за услуги ЖКХ встала особенно остро после повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и снижения бюджетных дотаций. Предприятия ЖКХ стали заинтересованы в своевременном поступлении платежей, поскольку их финансовое положение стало зависеть от собираемости квартплаты с собственников.

Долги за ЖКУ принято делить на две части - за коммунальные услуги и за жилищные услуги. Коммунальные платежи перечисляются ресурсоснабжающим организациям, жилищные перечисляются непосредственно на счет управляющих компаний и в дальнейшем направляются на выполнение каких-либо работ по обслуживанию дома, например, на ремонт кровли. Большие задолженности за коммунальные услуги управляющие компании вынуждены гасить за счет жилищных платежей, то есть денег, заложенных на плановый ремонт домов.

Каким образом своевременно получить с граждан квартплату - один из ключевых вопросов для руководителей управляющих компаний. На днях в Общественной палате Самарской области представители УК со всей области делились опытом работы в этом направлении.

Управдом - друг человека

Причин, по которым люди не торопятся платить по квитанциям, достаточно. Как отметил председатель комиссии по МСУ, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских, есть несколько категорий неплательщиков. «Некоторые собственники отказываются платить, потому что их не устраивает качество оказания услуг, - рассказал он. - Но это меньшая часть накопившихся долгов. Большая часть складывается из задолженностей тех граждан, которые не могут платить в силу жизненных обстоятельств. Некоторые просто забывают про квартплату, среди них есть и вполне обеспеченные люди. Зато пенсионеры, которые получают не так много, как правило, оплачивают ЖКУ в первую очередь».

Работу с жителями нужно начинать с первого месяца задержки оплаты коммунальных платежей, уверен Виктор Часовских. Его поддерживает и начальник отдела перспективного развития ЖКХ администрации Новокуйбышевска Татьяна Манчук. «Один метод не может быть действенным, необходимо работать комплексно, - убеждена она. - Кроме того, нужен адресный подход. Просто прийти и бросить в ящик уведомление - этого недостаточно».

Татьяна Манчук рассказала, что работа с любым должником в Новокуйбышевске начинается с разговора. Если человек готов погасить задолженность, ему оформляют обязательство или рассрочку, напоминают по телефону о необходимости ее выплаты. Малоимущим гражданам по итогам такого разговора иногда даже помогают в оформлении льгот или субсидий.

Вариантов много

Бывает и так, что собственники не желают идти на контакт. Тогда в ход идут более жесткие меры. Списки должников без указания персональных данных вывешивают на подъезды, о задолженностях сообщают на место работы. При трехмесячной задержке по коммунальным платежам ограничивают подачу горячего водоснабжения или электроэнергии. Причем отключение света в администрации считают одновременно и эффективной, и наименее болезненной мерой. Дела злостных неплательщиков передают в суд. В 80-90% случаев суд принимает решение о выплате долга.

Если человек не реагирует на постановление суда, то подключаются судебные приставы, которых, правда, не хватает. «В Самаре на исполнении лежит 1,5 млн дел, а работает всего 300 приставов», - подчеркнул Виктор Часовских.

«В основном в этих квартирах живут пьющие, нигде не работающие люди или многодетные семьи, - рассказал депутат Самарской городской думы, генеральный директор ООО «Приволжский ПЖРТ» Минахмет Халиуллов. - Там и описывать нечего. Если же человек работает, то долг, как правило, перечисляют из зарплаты на расчетный счет УК». Кстати, в этой компании есть свой отдел недвижимости, который предлагает разменять большие квартиры на квартиры меньшей площади с доплатой, которую можно направить на погашение долга. Или предлагают одиноким пенсионерам, проживающим в трехкомнатных квартирах, сдавать пустующие комнаты внаем.

Во многих городах на двери квартир неплательщиков приклеивают таблички, указывающие на должника. В Тольятти собственникам, задолжавшим квартплату за три месяца, присылают желтые квитанции, за шесть - красные. Возможно, такие «красные карточки» - последнее предупреждение перед судебным иском - скоро будут присылать жителям всей области.

Ужесточить закон

Некоторым специалистам сферы ЖКХ кажется, что большинство из перечисленных мер слишком мягки. Они требуют ужесточить законодательство и установить ответственность за «кражу» коммунальных услуг наравне с ответственностью за кражу продуктов из магазина. «Пока государство на законодательном уровне не введет определенные санкции за неплатежи коммунальных и жилищных услуг, проблема решена не будет, - считает депутат Самарской городской думы, генеральный директор ЗАО «ПТС» Сергей Алехин. - Ни в какой другой отрасли, кроме ЖКХ, нет возможности прекратить отношения только при наличии шестимесячной задолженности. Заставить человека платить можно только комплексом административных мер, прописанных в законе. Сейчас описание имущества должника не дает ощутимых мер - коврами и микроволновками не закроешь все долги».

Управляющие компании также отмечают, что даже те деньги, которые собственники жилья перечисляют в счет оплаты коммунальных услуг, не всегда доходят до них вовремя. «МП «ЕИРЦ» - агент по начислению и сбору платежей, является абсолютно непрозрачной структурой, которая не может в режиме реального времени предоставлять УК информацию о собранных платежах, - говорит Сергей Алехин. - Кроме того, это МП отказывается передавать абонентскую базу, и УК не имеют возможности вести базу по работе с должниками».

«Как мне говорили в управляющих компаниях, работающих с «ЕИРЦ», оперативность работы у МП очень низкая, - отмечает Минахмет Халиуллов. - К тому же МП не всегда предоставляет правильную информацию по дебиторам».

Сергей Алёхин, депутат Самарской городской думы:

- Я считаю, что надо возвращаться к советской практике, когда ни одну справку ни в одном государственном учреждении нельзя будет получить без отсутствия задолженностей по оплате услуг ЖКХ. Можно увязывать кредитование банков с этой информацией о долгах. Сейчас людей отучили платить за ЖКУ, за неплатежи никто не отвечает. При этом поставщикам никто льгот не делает: ЗАО «ПТС» ОАО «ВоТГК» оплачивает по факту, те в свою очередь - «Газпром межрегионгаз Самара» также по факту, а иногда и с предоплатой. Граждане же платят с задержкой. Эти кассовые разрывы нужно чем-то покрывать. А потом все удивляются: почему растут тарифы.

Виктор Часовских, председатель комиссии по МСУ, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области:

- Если люди сознательно отказываются платить за жилищно-коммунальные услуги, потому что их не устраивает работа управляющих компаний, значит, они начинают осознавать, что они собственники и могут выбирать, за что именно будут платить. Однако такой подход к решению проблемы в корне неверен. Существует определенная законом процедура, позволяющая провести перерасчет и вернуть свои деньги за некачественную услугу. Есть также законные механизмы смены управляющей компании либо председателя ТСЖ. Именно такими способами и нужно пользоваться.

Авторы: Ольга Гальчинская, Анастасия Филатова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления