Бездомные, собирающие милостыню на улицах Самары, негативно скажутся на имидже города во время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Поэтому самарские благотворители предложили провести в регионе эксперимент – создать специальное поселение для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. В такой социальной деревне люди, вышедшие из тюрем, бездомные, выпускники интернатов для детей-сирот смогут обрести крышу над головой, найти работу, а главное – получить всю необходимую помощь для социальной и психологической адаптации. Однако у подобных проектов есть и противники. Они считают, что отправлять людей на выселки нельзя, поскольку это серьезно нарушает их права и свободы.
Точных данных о том, сколько бездомных на сегодняшний день проживает на территории губернии, у социальных служб нет. По информации некоторых некоммерческих организаций и благотворительных фондов, эта категория граждан исчисляется тысячами людей. Причем их количество регулярно растет. И за счет бывших осужденных, вышедших из исправительных колоний, и за счет сирот, вынужденных в 18 лет покидать интернаты, где они жили с самого детства.
В Самарской области действуют различные механизмы оказания помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Но этих мер, по мнению экспертов, явно недостаточно. Например, в реестре учреждений, которые оказывают социальные услуги этим категориям населения, значится только две бюджетных организации. Это социальный приют в Тольятти и центр социальной адаптации в Самаре. Причем попасть туда могут далеко не все в этом нуждающиеся. По данным исполняющей обязанности руководителя управления организации соцобслуживания департамента соцзащиты населения министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Татьяны Филаретовой, в 2015 году через эти центры прошло всего 1163 человека.
Активное участие в жизни людей, попавших в трудную ситуацию, принимают и различные некоммерческие организации. Они разворачивают пункты кормления бездомных, обеспечивают нуждающихся одеждой, устраивают на работу, подыскивают крышу над головой, содействуют в восстановлении документов, адресно курируют сирот и освободившихся из тюрем, помогают им адаптироваться в обществе.
Именно от одной из таких организаций, работающей в Тольятти, поступило предложение о создании альтернативного центра реабилитации для представителей этих категорий граждан. Председатель автономной НКО «Открытая альтернатива» Анатолий Арсенихин выступил на заседании круглого стола в губернской думе, с инициативой реализовать проект, так называемой, социальной деревни. Особенно актуально это, по его мнению, в преддверии грядущего Чемпионата мира по футболу. Ведь побирушки на улицах и в парках, бомжи на помойках, мелкие воришки, промышляющие в общественном транспорте, не только повышают социальную напряженность в обществе, но и негативно сказываются на том, какое впечатление Самара производит на гостей города.
«В Москве во время Олимпиады-80 все асоциальные элементы попросту выслали за 101-й километр. Сейчас представить себе такое невозможно. Однако хорошим вариантом стала бы организация социальной деревни, где люди могли бы не только жить, но и трудиться. Более того, уже есть площадка, на которой такое поселение можно разместить. Это территория колонии №16 в Жигулевске, которая была расформирована несколько лет назад», – рассказывает Анатолий Арсенихин.
Примеры успешной организации подобных социальных деревень в России уже есть. В Подмосковье работает сеть приютов для бездомных «Дом трудолюбия «Ной». Они созданы для людей, которые по разным причинам оказались без крыши над головой, но готовы вести трудовой и трезвый образ жизни, чтобы выкарабкаться из этого положения. Среди 500 постояльцев – люди с разными судьбами, в том числе инвалиды, женщины с детьми, престарелые. Все они трудятся на различных неквалифицированных работах. Оплата аренды домов, покупка еды, лекарств и необходимых предметов быта происходит за счет заработка подопечных.
Реализация проекта подобной социальной деревни, подчеркивают представители «Открытой альтернативы», возможна только при условии тесного сотрудничества властей, благотворительных фондов и социально ориентированного бизнеса. В свою очередь, представители НКО обещают взять на себя организацию работы по социальной адаптации людей, попадающих в такие поселения.
Однако далеко не все эксперты готовы однозначно поддержать инициативу. Заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский считает, что создание отдельных поселений для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, – в корне неверный подход к реабилитации. Особенно когда речь идет об освободившихся из мест заключений.
«Социальная адаптация этих людей должна проходить непосредственно в обществе. Иначе это выглядит как лайт-версия все той же тюрьмы. Более того, не исключено, что правозащитники воспримут такую инициативу как жесткое нарушение прав и свобод граждан», – убежден Павел Покровский.
По его мнению, необходимо искать способы, в том числе экономические механизмы, как замотивировать работодателей в трудоустройстве тех же экс-осужденных или детей-сирот. Только таким образом, а не отправляя их на выселки, можно помочь людям найти свое место в жизни, считает представитель общественности.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com