Новая волна протестов поднялась в Самаре в связи с запретом на въезд грузовиков в город. В ответ на областной закон фабрика по производству шоколада «Россия» пригрозила ростом цен на сладости и более того – закрытием завода. Об этом 63.ru сообщили представители предприятия.
В региональном минтрансе же акцентируют внимание на том, что обсуждение схемы движения большегрузов не окончено. По словам представителей ведомства, власти ориентированы на принятие выгодного для всех сторон решения проблемы.
Инициаторами введения запрета на въезд в Самару транспорта, имеющего разрешенную максимальную массу более 8 тонн, стали депутаты губдумы. Основная причина – массовый ремонт дорог, в том числе въездов в город. С помощью ограничения, которое будет действовать с 6:00 до 22:00, политики рассчитывают хотя бы частично решить проблему пробок. Вдохновил их пример Москвы, где аналогичный запрет уже действует некоторое время.
В конце мая губдума приняла закон в двух чтениях. А уже 18 июня его подписал губернатор. Ожидается, что запрет будет действовать до начала чемпионата мира по футболу 2018 года, то есть до 14 июня 2018 года.
К обсуждению схемы движения грузовиков министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области привлекло представителей промышленных предприятий, производителей продуктов питания и сетевых магазинов. Власти сформировали рабочую группу. Глава ведомства Иван Пивкин заявил, что власти будут учитывать интересы бизнеса, но на некоторые жертвы все же придётся пойти.
– Однозначно днем будут закрыты для проезда большегрузного транспорта Ново-Садовая и Московское шоссе. Запрет не затронет промзону. Для проезда грузового транспорта в круглосуточном режиме останутся открыты Кировский мост, Заводское, Ракитовское и Южное шоссе, – заявлял Иван Пивкин.
Тем не менее против введения запрета выступили представители сетевых магазинов. В частности, они опасаются жалоб горожан на ночную разгрузку товаров. Ведь многие магазины расположены на первых этажах жилых домов. Еще одна проблема: товары, которые имеют ограниченный срок годности, могут попросту испортиться в ожидании въезда в город.
– Поставки товаров в магазины мы осуществляем ежедневно, разгрузки – ежедневно. Наши склады находятся в Кинеле и Новосемейкино. 90% магазинов «Пятерочка» находятся на первых этажах жилых домов. То есть фуры пойдут на разгрузку в ночное время, что запрещено СанПиН. Мы и сейчас получаем жалобы на разгрузку товаров днем. Кто-то дверью хлопнет, машина работает, грузчики разговаривают. Что же будет, если начнут делать это по ночам?! К тому же замена фур транспортом, имеющим разрешенную максимальную массу менее восьми тонн, не улучшит ситуацию. Грубо говоря, вместо 15 фур на дороги будет выходить по 150 «газелей», – сообщал представитель X5 Retail Group.
Ритейлеров поддержали представители пищевой промышленности, обозначив проблему специфики перевозки продуктов питания. А теперь фабрика по производству шоколада «Россия», которая является филиалом компании Nestle, и вовсе пригрозила ростом цен на сладости в связи с введением ограничения. Более того, по словам представителей фирмы, завод может прекратить работу.
Фабрика «Россия» работает с 1970 года. Производство конечного продукта начинается на фабрике с закупок ключевого сырья и упаковочных материалов. Продукцию реализуют на отечественном рынке, а также в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Белоруссии, Сербии. Кроме того, завод поставляет шоколадные массы в Пермь для производства батончиков.
– В настоящее время самарский филиал компании «Нестле Россия» является активным участником рабочей группы при министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, занимающейся выработкой схемы организации дорожного движения, учитывающей интересы крупных предприятий. Однако аргументы и опасения филиала, связанные с жизнедеятельностью одного из флагманов пищевой промышленности РФ, не были приняты во внимание, – заявляют представители компании.
По их словам, для компании неприемлема предложенная схема организации круглосуточного движения через Кировским и Южным мостами, а также через въезды со стороны Кинеля и поселка Зубчаниновка.
– Эти мостовые переходы имеют ограничение по максимально допустимой массе до 25-30 тонн, в то время как отгрузка готовой продукции и поставка сырья и упаковки на филиал осуществляется автотранспортом большего тоннажа – 36-40 тонн. Это делает невозможным использование предложенной схемы автоперевозок без нарушения действующего законодательства. Перевод работы филиала на автотранспорт меньшей грузоподъемности повлечет существенное увеличение логистических затрат, как следствие, к росту себестоимости выпускаемой компанией продукции и снижению ее конкурентоспособности. Все это приведет к падению объемов производства, что грозит остановкой работы филиала, – заявили в Nestle.
Выход из ситуации компания видит во внесении своих грузовиков в перечень транспортных средств, на которые не распространяется действие закона. А вот другие производители предлагают ввести пропуска.
– Сейчас на рынке нет необходимого количества коммерческого малотоннажного транспорта, предназначенного для перевозки продуктов питания, в том числе и скоропортящейся продукции. В долгосрочной перспективе, установленные ограничения могут негативным образом сказаться и на обеспечении спортивных инфраструктурных объектов города и предприятий торговли. Последние могут пострадать в большей степени. Решением данной проблемы могло бы стать введение отдельных маршрутов по принципу выдачи временных разрешений (пропусков). Подобная практика уже более двух лет успешно применяется в Москве, – отмечает региональный менеджер по логистике, «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Илья Елецких.
В свою очередь, в областном минтрансе отметили, что введение условий ограничения большегрузного транспорта на территории Самарской области находится в стадии обсуждения.
– Учитывая, что промышленные предприятия и предприятия пищевой промышленности имеют важное значение для всей Самарской области, министерство транспорта и автомобильных дорог региона инициировало обсуждение схемы ограничения движения в промышленных зонах Самары с учетом возможностей этих предприятий по перевозке грузов. В настоящее время мы собрали все предложения от заводов. В ближайшее время они будут рассмотрены на заседании комитета по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи Самарской губернской думы и максимально учтены при подготовке окончательной схемы ограничения движения большегрузного транспорта. Поэтому считаем, что волнение некоторых предприятий по данному вопросу преждевременно, – подчеркнул собеседник 63.ru в региональном министерстве транспорта, связи и автомобильных дорог. Он добавил, что в Самаре, как и в других городах России, где пройдут игры Чемпионата мира по футболу в 2018 году, будет введено ограничение движения автомобилей с разрешенной массой свыше 3,5 тонны на период проведения игр.