В Самаре суд вынес приговор фигурантам дела о нападении на семью начальника полиции Отрадного Дмитрия Вашуркина. За убийство супруги высокопоставленного правоохранителя подсудимые получили суровое наказание. Отягчающими обстоятельствами стали жажда наживы и алкогольное опьянение, которое, по мнению служителей Фемиды, и сподвигло молодых людей на жестокое и бессмысленное преступление.
Во вторник, 29 августа, у Самарского гарнизонного военного суда собралось много людей. Это родственники и близкие участников громкого процесса о нападении на семью начальника полиции Отрадного Дмитрия Вашуркина. На скамье подсудимых – Виталий Яранкин, Эрнст Яцуненко, Даниил Елтышев и Андрей Пермяков. Кристина Чистякова, которая была с мужчинами ночью 11 декабря, тоже здесь. Но ее не сопровождал конвой. Женщина сидела в зале суда.
Заседание перенесли из одного суда в другой, так как всех желающих Поволжский окружной военный суд просто не смог бы вместить. Но и в гарнизонном суде свободных мест не осталось.
Заседание началось в 11 утра и продолжалось более двух часов. Львиную долю времени занял процесс восстановления картины этого жестокого убийства. Становятся известны новые факты. Даниил Елтышев и Эрнст Яцуненко – двоюродные братья, а Кристина Чистякова незадолго до трагедии отдыхала с одним из подсудимых в кафе. Все, кроме Андрея Пермякова, в момент совершения преступления были пьяны.
Компания нетрезвых молодых людей встретила Дмитрия Вашуркина и его супругу ночью 11 декабря 2016 года в магазине «Светлячок». Даниил Елтышев начал приставать к полицейскому. Основой для словесной перепалки стала шапка и золотая цепь. Украшение привлекло внимание злоумышленников, и они захотели похитить его. На машине Андрея Пермякова мужчины преследовали такси, в котором ехала чета Вашуркиных. Они обсуждали детали будущего преступления. Золотую цепь между собой злоумышленники называли «тросом». В какой-то момент они потеряли машину из виду и спросили у возвращавшегося водителя такси, куда он отвез семью.
Уже в Смышляевке пассажиры «Лады» Пермякова разделились на две группы. Сам водитель остался в машине и следил за обстановкой. Елтышев, Яцуненко и Яранкин пробрались на участок, принадлежащий Вашуркиным. Хозяин дома заметил посторонних и приказал им убраться, за что и получил сначала удар кулаком, а потом и обухом топора. Екатерина Вашуркина увидела, что незнакомцы делают с ее мужем, и попросила прекратить избиение.
Позже Эрнст Яцуненко нашел удостоверение потерпевшего. О том, что они нападают на сотрудника полиции, он сообщил подельникам. Чтобы скрыть следы грабежа, Виталий Яранкин принял решение убить чету Вашуркиных, что не входило в первоначальные планы преступников, а потом и сжечь дом. С собой они забрали кошелек, портмоне, 38 800 рублей и золотую цепочку.
– Виталий Яранкин сильно удивился, что Дмитрий Вашуркин выжил. Он жалел, что не смог его убить, – процитировал судья показания одного из свидетелей.
На обратном пути Виталий Яранкин спрятал орудие убийства, топор, в снегу. Преступники поехали в дом к Кристине Чистяковой. Девушка предложила мужчинам спрятаться у нее и переодеться. Золотую цепь она смыла в унитаз, а одежду со следами крови выбросила.
Дальше, по словам обвиняемых, они испугались ответственности и захотели спрятаться. Знакомые предоставили им два жилища – дачи в Саратовской области и в Новокуйбышевске. Там Яранкин, Елтышев, Яцуненко и Пермяков планировали скрыться, но затем планы поменялись, и они решили сдаться полиции.
Во время следствия подсудимые заявили, что на них было оказано давление. Это повлияло на их показания. Информация подтверждения не нашла.
Государственный обвинитель определил для подсудимых суммарно 56 лет лишения свободы: 25 – для Виталия Яранкина, 13 – для Даниила Елтышева, 10 – для Эрнста Яцуненко. Прокурор также запросил восемь лет для Андрея Пермякова.
В конце второго часа судья вынес приговор. Виталия Яранкина признали виновным в убийстве, покушении на убийство и разбое. Его срок, 24 года колонии строгого режима, разбили на две части: первые пять лет бывший автослесарь проведет в тюрьме, оставшееся 19 лет в исправительной колонии. Также ему предстоит компенсировать огромный моральный ущерб – 6 500 000 рублей. По три миллиона предстоит заплатить в пользу Дмитрия Вашуркина и Ольги Нефедовой, матери погибшей Екатерины Вашуркиной.
Остальные участники преступления получили не менее жесткие сроки: Даниила Елтышева приговорили к 13 годам строгого режима, Эрнста Яцуненко – к 10. Им также предстоит выплатить по 150 тысяч рублей штрафа.
Бывший военнослужащий войсковой части Андрей Пермяков получил пять лет общего режима и 50 тысяч рублей штрафа. Кроме этого, его лишили звания сержанта. Следователи переквалифицировали обвинения водителю. Так как он не принимал посредственного участия в преступлении, его осудили за пособничество.
Последняя участница инцидента, Кристина Чистякова, по первоначальным планам обвинения, должна была заплатить 120 тысяч рублей штрафа. Однако полное признание в своих действиях помогло смягчить наказание. В итоге ей предстоит заплатить только 50 тысяч рублей.
Суд посчитал состояние алкогольного опьянения отягчающим обстоятельством. А наличие несовершеннолетних детей у Яранкина, Елтышева и Пермякова – смягчающим.
– В состоянии алкогольного опьянения они не знали рамок своего поведения, но могли нести ответственность за свои поступки, – заявил судья Рустам Вагапов.
Приговор подсудимые встретили спокойно, хотя в глазах Эрнста Яцуненко читалось раскаяние, страх и сожаление о произошедшем. Иногда Даниил Елтышев отвлекался от слов судьи и с интересом рассматривал ручку. Андрей Пермяков простоял два часа, сложив руки за спиной и глядя в пол. На лице Виталия Яранкина не читалось никаких эмоций.
В отличии от подсудимых, их родственники не скрывали своих слез. После вынесения приговора они хотели поговорить с близкими, но конвоиры не позволили этого сделать.
Адвокаты подсудимых с приговором не согласны. Самое большое недовольство вызвал размер компенсации Виталия Яранкина.
– Приговор слишком суровый. Я считаю, что в действиях моего клиента нет мотивов разбойного нападения, то есть корыстного умысла, – прокомментировал адвокат Андрей Видьманов. – Несмотря на то, что он полностью согласился с выдвинутыми материальными претензиями, мы будем их обжаловать. Шесть миллионов рублей морального вреда – завышенная сумма.