Информационная война, развернувшаяся против «ТольяттиАзот» с середины февраля, начиналась с лживых, написанных как под копирку «страшилок» о том, что завод, того и гляди, рванет, и что Тольятти и Самарскую область неминуемо ждет крупная экологическая катастрофа. Все они почти одновременно появились на разных информационных ресурсах в Сети. Затем появилась некая московская пиарщица Виктория, которая обращалась в СМИ Самарской области, предлагая за деньги размещать «критического рода» материалы о предприятии «ТольяттиАзот».
В разговоре с одним из журналистов Виктория упомянула, что ей дана команда наладить долгосрочное коммерческое сотрудничество с самарскими региональными СМИ. Но когда ее спросили о достоверности сведений о ТоАЗе, которые предполагается публиковать за деньги, пиарщица признала: «У меня нет никаких документов, подтверждающих эту информацию». Затем в редакцию тольяттинской газеты «Площадь Свободы» обратились сразу несколько горожан, сообщивших: неизвестные люди предлагали им по пять тысяч рублей, если те поставят подписи под жалобой на «ТольяттиАзот» (образец жалобы был опубликован в «ПС»). Эти жалобы предполагалось направлять в различные контролирующие инстанции. Расследование, проведенное журналистами по поводу антитоазовских акций, вывело на некую организацию «Зеленый патруль».
Затем всплыли факты сотрудничества «Зеленого патруля» с московским олигархом средней руки Дмитрием Мазепиным, которому принадлежит компания «Уралхим» и небольшой пакет акций «ТольяттиАзот». По версии «Независимой газеты» именно Мазепин является заказчиком информационной войны против ТоАЗа. О связи «Уралхима» с «патрульными» газета «Самарские известия» рассказывала в номере от 4 апреля. По словам известного в Тольятти эколога-общественника Константина Голава, «Зеленый патруль» – это своеобразный остаток псевдоэкологической партии «Кедр». Никакого отношения к экологам и «зеленым» эта организация не имеет. Это люди, спекулирующие на экологической теме».
По всей видимости, сотни заказных антитоазовских публикаций и провокации псевдоэкологов оказались недостаточными для московских пиарщиков и их клиента. Они попытались использовать в своих целях тольяттинских блогеров, мнению которых доверяет городское интернет-сообщество.
29 марта известный тольяттинский блогер Анатолий Кукаев написал в своем блоге: «Город вновь хотят поиметь… Бой не окончен». Далее блогер говорит о предложении, которое поступило к нему 27 марта от некой жительницы подмосковного Одинцово Эллы. «Здравствуйте, Анатолий! У одних моих клиентов планируется в течение года серия публикаций о предприятии ТольяттиАзот. В основном критического характера. И мы бы хотели поддержать их в блогах. Собственно, интересуют публикации у самарских и тольяттинских блогеров. От одной до четырех в месяц. Возможно, понадобятся какие-нибудь репортажи с предприятия. Вас это интересует? Если да, на каких условиях?.. Статьи о том, как они влияют на экологию, например… Кроме экологии, возможно, речь пойдет о нарушениях трудового и налогового законодательства…».
По словам Кукаева, такие предложения от пиарщицы поступили и другим популярным участникам регионального Интернет-сообщества. Как рассказал блогер, о сумме, которую заказчики готовы были платить ему за антитоазовскую «чернуху», узнавать он не стал, поскольку сразу отказался участвовать в этой грязной кампании. Также Анатолий Кукаев написал на своей странице в сети Интернет: «Друзья, убедительная просьба, прежде чем устраивать свару и делать какие-то выводы из таких «статей», задумывайтесь, кто и зачем это делает. ТоАЗ работает не один десяток лет. Логично предположить, что сильно вреднее, чем год назад, завод внезапно не стал. Это одно из крупнейших и прибыльных предприятий города. Работники довольны своей работой. И всем все нравится. Кроме тех, кто хочет получить контроль над предприятием… Думаю, в ближайшее время ТоАЗу предстоит хлебнуть <…> от федеральных, областных и местных СМИ. Ну и от блогеров конечно. Это будет не конструктив, не критика. Это будут тонны грязи. Цель очевидна. Хочется пожелать коллективу ТоАЗа выстоять».
Благодаря другому блогеру Тимофею Крайненко вскрылись новые факты связи «Зеленого патруля» с заказчиками антитоазовской кампании и некими миноритарными акционерами завода, которые недавно в ряде СМИ на правах рекламы опубликовали материалы с критикой в адрес руководства «ТольяттиАзот». Тимофей Крайненко написал в своем интернет-дневнике 3 апреля: «Оказавшись по долгу службы в Горбольнице №1, решил по пути зайти и в представительство миноритарных акционеров «ТольяттиАзот», которое находится в соседнем здании на ул. Октябрьской, 72. Офисный этаж выглядел как-то одиноко… Найдя на этаже офис 14, в котором должен находиться представитель миноритарных акционеров, заходить не торопился, потому что…». Далее блогер публикует фотографию таблички, наклеенной на двери того самого «миноритарного офиса». На ней красуется надпись «Зеленый патруль».
«Смутили две вещи, – пишет Крайненко. – Первое – сама «табличка». Второе – миноритарными акционерами, видимо, является, экологическая организация «Зеленый патруль», которая борется за экологию в России… Так как мой путь лежал именно в этот кабинет, я оказался слегка разочарован, потому что дверь была закрыта, а из кабинета не доносилось никаких признаков жизни. Постояв еще около получаса, я убедился, что никто в офис не зайдет. Времени ждать экологов (или представителя миноритарных акционеров) не было, и я удалился…». Известный блогер предполагает, что «Зеленый патруль» и миноритарии действуют против ТоАЗа сообща.
Итак, по прошествии почти двух месяцев необъявленной информационной войны против ТоАЗа, горожане стали понимать, что эта война, к сожалению, касается не только завода. Она, так или иначе, касается всех нас, все мы оказались заложниками интересов московского олигарха и жадности купленных им московских пиарщиков. Что они придумают завтра, какие провокации еще организуют, мы не можем знать. Сейчас понятно только одно: ради денег они не остановятся ни перед чем.
Чужие уродуют город
На днях стены домов, подъезды и скамейки в ряде жилых кварталов Автозаводского района были разрисованы антитоазовскими надписями. Хулиганов поймать не удалось, но не трудно догадаться, по чьему заказу они уродовали городское пространство. Эти действия еще раз подтверждают – война против ТоАЗа стала войной против всего города.
Показательно, что первые фото изуродованных домов и скамеек появились в Интернете на страницах, где поливается грязью тольяттинский завод. Обыкновенное хулиганство гордо преподносилось там как «партизанская акция». Показательно, что заказчиками этого хулиганства были явно не местные – в Тольятти все знают, что «ТольяттиАзот» связан с Комсомольским районом, а Автозаводский район от завода очень далеко, здесь в основном живут те, кто работает на ВАЗе. Итак, в городе работают заезжие «партизаны», которым наплевать на Тольятти и его жителей. Правоохранительные органы и городские власти на эту «партизанскую войну» пока никак не реагируют и, по всей видимости, ждут настоящих ЧП. В этой ситуации горожане опять вынуждены сами думать о своей безопасности.
Источник газета «Самарские известия»
Фото: Фото с сайта Toaz.ru