Под Самарой поселились носороги, жирафы и львы высотой с трехэтажный дом. Они скрашивают жизнь жителям недавно отстроенных трежэтажек в Петра Дубраве. Это работа молодой самарской художницы Юлии Кара.
Она взбирается на огромную высоту без страховки, работает и в ветер, и в холод, потому что это приносит ей большое удовлетворение от процесса и ощущение самореализации себя как художника.
– Почему вы выбрали сферу искусства, где так нелегко пробиться?
– На самом деле, все просто: больше ничего не умею. И спасибо маме, которая вовремя обратила внимание на мои зарисовки в тетрадях и отдала в художественную школу. На мое творческое становление оказали большое влияние мои учителя. Они вдохновляли меня и давали важные советы и знания. Искусство не терпит слабости. И если встаешь на этот путь, то нужно сражаться и идти до конца.
– Как вы думаете, художественное образование необходимо или важнее талант?
– Я считаю, что художественный дар является тем самым двигателем, который запускает процесс погружения в искусство, а образование является инструментом, позволяющим раскрывать его и совершенствовать. Художественная школа ребенка дисциплинирует и позволяет систематично нарабатывать мастерство. Однако минусы тоже присутствуют. Методика обучения сконцентрирована на рисовании с натуры, но этого уже недостаточно, фотографы превосходно передают реальность посредством техники. А вот художник должен наделять изображения своими мыслями и чувствами, учиться думать в своих картинах.
– То есть дело в системе образования?
– Да, она несовершенна: мир настолько быстро развивается, что система образования за ним не успевает. Было бы хорошо, если бы у нас в стране стали появляться школы искусств в стиле «Бау Хаус», где учителя могли бы преподавать своим ученикам новые виды изобразительного искусства, такие как аэрография, граффити, тату, гравировка камня, пинстрайпинг, (это техника рисования, которая позже переродилась в вид искусства. Основана на изображении длинных прямых, лаконичных и всевозможно закрученных линий, увязанных в единый узор – 63.ru) компьютерная графика. Специальность художника настолько разнообразна и глобальна, что после стандартного образования приходится самостоятельно учиться действовать по-новому. Поэтому нужно разработать такую систему художественного образования, чтобы выпускники школ могли найти применение своему таланту в современном мире.
– А готовы ли вы сами быть учителем?
– Мне интересно раскрывать в людях таланты, помогать им найти свое направление, вдохновлять их. Буквально недавно познакомилась с молодым человеком, который по своей работе далек от мира искусства, трудится менеджером. Он показал мне свои работы в стиле поп-арт, и мне они понравились. Теперь планирую взять его в ученики и реализовать совместный проект. К счастью, он и сам хочет постичь технику граффити, готов учиться, чтобы свои эскизы воплотить в масштабных объемах.
– Юлия, как вы думаете в Самара – город талантов?
– Да, у нас очень много талантливых людей. Мне кажется, нам нужно объединяться, создавать собственную среду, где мы будем совместно развиваться
– Какие-то шаги в этом направлении есть?
– Стараюсь собрать рядом единомышленников. Заниматься чем-то важным с людьми, которые не разделяют этой страсти, бессмысленно. Рядом должны быть те, кто так же увлечен, заинтересован в твоей цели. Это важно, чтобы идти дальше.
– А город в целом влияет на художника и его работы?
– Человек находится в социуме и на него оказывает большое влияет молниеносное развитие технологий,пробки,ускорение. Нужно давать душе отдых-читать книги,больше гулять. У меня есть свои методы, с помощью которых я поддерживаю свое внутреннее равновесие. Важная задача архитекторов и художников- создавать комфортную, эстетически приятную городскую среду. Поэтому художник всегда должен восполнять и обогащать свой духовный мир,чтобы было чем поделиться со своими зрителями.
– Что именно вы для этого делаете?
– Уже четыре года не смотрю телевизор. Это, конечно, рецепт не для всех. Чужие мысли мешают мне думать, отвлекают меня от искусства. Для этого освобождаю свое личное пространство от лишней информации, часто погружаюсь в себя. Сейчас мечтаю отказаться от Интернета. Но, увы, все контакты, переписка, важные встречи сейчас назначают в глобальной сети. Это хронофаг, особенно бездумное просматривание роликов или переписка от скуки. У человека от такого «загруза» рассеивается внимание: он хватает обрывки эпизодов и не получает истинные знания.
– Юлия, вы работаете над коммерческими проектами. Из последних – дом на улице Банной, 1 или актовый зал самой большой в России школы, которую недавно открыли в Калуге. Как объединить потребности клиента со своими видениями?
– Бывает много вариантов. Иногда заказчик предоставляет творческую свободу, так было на фасадах Банной, 1. Цветочные композиции рождались по воображению. Но бывает, что клиент уже подготовил проект, в котором учел архитектуру здания, ландшафт, местность. И поскольку я получала диплом архитектора, то часто становлюсь на сторону заказчика. Архитекторы же сидят круглыми сутками, иногда по месяцу, по два за своими проектами, вкладывают в них свою душу. Поэтому возникает необходимость в сотрудничестве архитекторов и художников. Нужно понимать: есть адекватная задача – нужно реализовать. Если не нравится, то просто откажитесь от проекта.
– А если не по душе чужой проект?
– Я сумею отказаться. Но пока мне везло и предлагали такие проекты, которые нравились. Например, проект «Сафари» разработан строительной компанией – я отнеслась к нему с большим восторгом. Это же как фэншуй по-русски. Каждый зверь на фасаде – это символ. Лев – царь зверей, олицетворение силы. Если человек хочет стабильности, то этот символ для него. Два фламинго, парные герои – любовь. Они несут в себе положительную идею. В целом в каждый фасад я внесла свою любовь и положительную энергию.
– Однако один фасад отличается от остальных... Почему?
– Фантастический олень! Это было моим экспериментом. Я все-таки такой человек – ищущий. Всегда хочется достигать совершенства в своем деле. Силуэты – это стандартный прием системы изображения, но хотелось привнести что-то интересное. Добавила бабочек, которые символизирует любовь. Жители домов, и особенно дети, были в восторге. Спасибо архитекторам за то, что не закрасили то, что я с большим вдохновением и упорством создала внутри Оленя.
– Вам важно мнение других о ваших работах?
– Лично люди говорят только добрые слова. Мне друзья говорили, что в сети Интернет бывают не самые лучшие комментарии. Но я считаю, что там не нужно воспринимать все за чистую монету. Важно то, что сказали тебе в лицо...
– Как художнице какой район Самары вам больше по душе?
– Старый город. Особенно улицы Куйбышева, Ленинградская, Венцека. Обожаю их. Там всегда романтично и уютно. Хорошо, что в нашем городе еще остался маленький островок истории, и хотелось бы, что бы мы сохраняли и ценили его.
– А вы романтичная натура?
– Балансирую. Когда в образе, с прической, макияжем – становлюсь настоящей тургеневской девушкой. А на работе – настоящим мужиком. Ведь приходится терпеть много неудобств. Приходится трудиться на большой высоте, без страховки, в метель и ветер. Опаснее всего на строительных лесах: нужно постоянно перелазить с полки на полку. К счастью, я не боюсь высоты.
– Почему нельзя совсем отказаться от реализации чужих проектов?
– Потому что художник, достигший мастерства в своем деле, достоин того, чтобы зарабатывать на жизнь своим ремеслом. И если проект, разработанный архитектором, представляет художественную ценность, то он должен быть непременно реализован.
– Традиционный вопрос: дальнейшие планы?
– Недавно поняла, что вредно распыляться на все идеи сразу. Нужно бить в одну точку. На лето запланировала пару стрит-артов. Нужно всегда оставаться тем, кто ты есть, и вносить свой вклад в искусство.
Фото: Фото Романа Данилкина