Увидеть лучших футболистов мира вживую, помочь приезжим туристам освоиться в городе, завести болельщиков на стадион и устроить традиционную волну на арене – об этом мечтают многие молодые люди в Самаре. В нашем городе, как и еще в 10 городах страны, мечта может стать явью. Уже сейчас Волонтерский центр чемпионата мира по футболу FIFA 2018 проводит очный набор кандидатов в команду. У штурвала этого процесса – молодой и талантливый Владимир Батров. 63.ru побеседовал с 24-летним руководителем волонтерского центра, чтобы понять, чем различаются волонтерские центры города, как выбрать работу себе по душе, кто такие рекрутеры и как они повлияют на судьбу кандидатов.
– Владимир, на данный момент вы возглавляете один из крупнейших волонтерских центров. Как проходил ваш личный путь в добровольчестве?
– Для меня все началось в студенческие годы. Я поступил в Самарский аэрокосмический университет имени Королева в 2009. И провел в этих стенах пять лет в качестве студента. С первых курсов удалось войти в пул активистов: мне доверили руководство несколькими студенческими отрядами университета. За эти годы я больше вложился в активную студенческую деятельность, в самоуправление, нежели в обучение. Путешествовал, общался с людьми, был полезен своему университету и региону в целом. И эта деятельность поглотила меня. В хорошем смысле этих слов.
– А какая отдача от этой работы?
– Я почувствовал результат, когда на 21-летие ко мне в общежитие пришли с поздравлениями сразу сто человек. Туда не пускают посторонних, но когда организованная толпа попыталась ворваться, охрана удивилась и вызвала меня на первый этаж.
– Видимо поэтому вы решили остаться в родном университете и дальше?
– Думаю, не только в этом причина. Я из Тольятти, но не смог вернуться в родной город, хоть и очень его люблю. До сих пор часто бываю там. Но современная экономическая составляющая этого города не дает шанса молодежи благополучно устроиться. Так что все стараются перебраться в мегаполисы. В первую очередь выбирают Москву, Казань, Самару. Вот и я первые годы пребывания в студенческих отрядах побывал во многих городах России. Владивосток, Питер, Москва, Новосибирск, Омск… И железнодорожный вокзал Самары со временем стал самым долгожданным. Много раз замечал, что за 15 минут до прибытия в наш город все в вагоне начинают искать в окне синий купол. Видишь его и понимаешь – ты дома. Так Самара стала частью моей жизни. А еще мне стали важны люди, которые остались здесь.
– Как считаете, каждый может стать волонтером или для этого необходимы определенные качества или определенный характер?
– Волонтер может скрываться в каждом. Но нельзя заставить быть добровольцем. Человек должен сам чувствовать потребность отдавать другим свое время, свой труд. Возможно, легче будет людям с лидерскими качествами. Но на мой взгляд, доброжелательность – это самая важная составляющая.
– Какие нюансы должен осознавать будущий волонтер?
– Первое – это время. Определенно, им придется пожертвовать. Когда у тебя есть обязанности, ты не можешь взять и уйти в кино, прогуляться с подружкой, полежать на диване. Так что придется оставить некоторые свои интересы. И второе – ожидание. Нельзя строить прогнозы и ждать похвал. Нужно просто помогать и ничего за это не просить. И не отчаиваться, если люди не замечают твоих трудов или относятся к тебе негативно.
– Владимир, волонтерских центров, которые занимаются набором и подготовкой добровольцев к ЧМ-2018, несколько. В чем отличие вашего?
– Стоит сказать, что есть общее: это одна цель. Наша задача – обеспечить чемпионат ответственными компетентными волонтерами, чтобы повысить уровень престижа города. Что касается отличий – это критерии возраста и функционал. У «городских волонтеров» идет набор с 16 лет. У нас нижняя планка – 18 лет на момент начала турнира. И функционал: наш центр отвечает за стадион, аэропорт и транспорт. «городские волонтеры» заняты на улицах Самары. Они будут создавать праздничную гостеприимную атмосферу. А также у них пройдет свое большое мероприятие – фестиваль болельщиков. Мы сотрудничаем уже сейчас: обмениваемся информацией. учимся друг у друга.
– Часто ли приходится «меняться» кандидатами? Например, если вы видите, что человеку больше подойдет функция, которая есть у «городских волонтеров»?
– Бывает, что к нам приходят очень молодые студенты. Например, недавно на собеседовании был молодой человек, первокурсник. Он сумел меня удивить. Ему еще нет 18 лет, но он жаждет создавать свои собственные летательные аппараты. Кроме того, у него есть желание выразить свое гражданское «я». Очень хотелось бы взять его в команду. Но – возраст. Пришлось отправить «находку» коллегам.
– Кстати, о направлениях работы. В программе мундиаля более 20 функций для добровольцев. Есть ли советы, как подобрать именно свое место?
– Да, есть из чего выбрать. Но нужно серьезно подойти к моменту выбора. На официальном интернет-сайте по набору волонтеров указаны критерии. И важно, чтобы кандидат реально оценил себя и свои способности. В настоящий момент многие первокурсники лингвистических факультетов пытаются претендовать на функцию «атташе». Здесь требуется очень высокий уровень языка. Но не через два года, а сейчас. Поэтому если человек считает, что он ответственный, пунктуальный, знает английский язык, то нужно идти в волонтеры. А далее выбирать функцию в зависимости от желания и индивидуальных способностей. Нам нужны навыки по факту.
– А есть положительные примеры?
– Да, недавно у меня на интервью была девушка, которая имеет четыре образования. Два в медицинской сфере, а также она лингвист и менеджер. Ее перечень желательных функциональных направлений точно соответствовал навыкам: медицинские услуги, управление волонтерами и операционный маркетинг. Это те направления, где таланты максимально пригодятся. Это здорово, что человек объективно оценивает свои способности.
– Существуют узконаправленные функции, куда трудно подобрать персонал?
– Есть направления, куда нам необходимо огромное количество людей. Поэтому набор на них идет медленнее, в сравнении с другими. Это транспорт и сервисы для зрителей. На каждую функцию необходимо около 400 человек. Большая квота, но мы обязательно наберем волонтеров. А есть очень небольшие по численности функции. Это телерадиовещание. Квота – всего несколько человек. И на кейтеринг тоже не нужно много людей.
– Да, персональные интервью уже идут полным ходом. Те, кто его уже прошел, могут получить какую-либо гарантию о зачислении в команду?
– Нет. С каждым днем приходят кандидаты все лучше и лучше. Если мы кого-то утвердим сразу, то рискуем упустить лучшего кандидата. Тем более, все кандидаты в равных условиях. Но рекомендую приходить сейчас. А не пытаться прорваться в вагон уходящего поезда. Всего мы наберем 1300 человек.
– То есть пул волонтерского центра чемпионата мира по футболу уже сформирован? Где сейчас задействованы добровольцы?
– В моей команде около 50 человек. Они активно работают: привлекают новичков к регистрации, а также проводят интервью с кандидатами. К тому же, в рамках подготовки мы работаем на других мероприятиях: парад студенчества, день города. На подобных праздниках мы привлекаем внимание общественности к добровольческому движению. А также мы наладили сотрудничество с футбольным клубом «Крылья Советов». На их матче с ЦСКА мы по просьбе клуба проводили опрос болельщиков. Совсем скоро пройдут и другие домашние матчи, на которых мы можем себя проявить. Мы хотим отработать сервисы для зрителей, билетную программу. То есть отработать механизм действия тех функций, которые существуют в нашем перечне.
– Ваши активисты смогут стать волонтерами чемпионата мира?
– Не факт. Нужно понимать, что мы со всей строгостью подойдем к отбору каждого волонтера.
– Насколько мы понимаем, это в основном студенты. Есть ли минусы для учащейся молодежи в волонтерской деятельности?
– Чемпионат мира, конечно, грандиозное событие. Но высшее образование важнее. Поэтому мы стараемся не наносить ущерб учебе наших активистов. К тому же, все добровольно. Они сами составляют расписание. То есть оргкоманда объявляет о будущих мероприятиях, а остальные сами по возможности выбирают, где будут задействованы. В целом, работа кипит каждый день. Сейчас все силы брошены на интервьюирование кандидатов.
– А сколько кандидатов уже ждут персональной встречи?
– Мне в социальной сети уже 500 человек написали. Спрашивают, когда их примут. Поток людей большой, но мы стараемся не обидеть каждого. Тем более, когда видим такое стремление.
– Видимо, поэтому ваш центр объявил о втором этапе отбора рекрутеров. Как проходит отбор? Какое количество людей требуется?
– Нам необходимо около 30 человек. Это именно то количество людей, которых мы успеем и обучить включить в работу в сжатые сроки.
– К чему должен быть готов рекрутер?
– Абсолютно ко всему. Неизвестно, с каким кандидатом придется беседовать. Мы можем лишь просмотреть анкету, но это ничто по сравнению с личной встречей. У интервьюеров есть груз ответственности: они первые, с кем встречается кандидат в волонтеры. Им предстоит дать ему оценку.
– Но как в таком случае избежать субъективности?
– Да, это не работа компьютера. Мы учитываем, что мнение может оказаться субъективным. Поэтому проводим обучение для рекрутеров. Мы вместе разрабатываем стандарты для каждого кандидата. Стрессоучтойчивость, коммуникабельность, активная жизненная позиция, лидерские качества. Своеобразный шаблон. Ведь у кандидата не будет второго шанса произвести впечатление. Но, поверьте, человека видно при личном разговоре. Видно, когда врут в лицо. И видно, когда человек искренен, когда у него полно сил и энергии, которую он действительно хочет направить на благое дело. От некоторых за полчаса интервью мы не можем добиться ни слова, другие умудряются рассказать всю жизнь.
– С какими чувствами вы сами уходите после интервью?
– Люди разные. Есть такие, после общения с которыми хочется работать. Они наполняют мотивацией на целый день вперед. А бывают и другие. Которых хочется быстрее перелистнуть и забыть. И если тебе не удается сразу от них избавиться, то они выжимают тебя, словно лимон. Потом долго думаешь, какую характеристику ему дать...
– В целом, работа с волонтерами будет строится на опыте Сочи-2014. Какой опыт Олимпиады применим для чемпионата?
– Вопрос Олимпиады стоит для меня особо. Я не попал в Сочи в свое время. Около трех раз мне предлагали отправить заявку. Но в тот момент я сделал выбор в пользу диплома и локальных мероприятий. Теперь понимаю, что была колоссальная ошибка в моей жизни. Кто бы мог подумать, что именно это мне пригодится? Но к счастью, у меня в команде огромное количество волонтеров Олимпиады-2014. Они рассказывают, как проходила работа волонтеров. Естественно, мы во многом опираемся на этот опыт. А еще волонтеры требуют такую же незабываемую, яркую униформу. И не только ради красоты и привлечения внимания. Просто в ней добровольцы должны чувствовать себя важными, необходимыми. Мы постараемся отметить этот вопрос.