Город Сити-менеджер: кто это такой и что с ним изменится в Самаре

Сити-менеджер: кто это такой и что с ним изменится в Самаре

Ремонт дорог, сбить сосульки и разобраться со "скорой" - чего ждут жители областной столицы от градоначальника

История вопроса

Схема института сити-менеджеров пришла в Россию из США. Ее придумали и ввели в 1908 году в городе Стаунтон. Постепенно она распространилась по всей стране. В 2006 году в РФ вступила в силу новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно там появилось упоминание о должности сити-менеджера как такового. Каждый регион сам решает, какая модель управления ему предпочтительнее. Как долго сити-менеджер, принятый на должность по итогам конкурса, пробудет у власти, прописано в уставе города. Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий действующего состава гордумы вплоть до первого дня работы депутатов нового созыва, но не менее, чем на два года.

Такая схема управления городом не стала новой для столицы региона. Попытки перейти к ней делались в течение 10 лет. Жители Самары могли остаться без прямых выборов в 2004 году. Городская дума попыталась принять изменения в Устав после ухода Георгия Лиманского, но не задалось. Самарская область обходила стороной такую инициативу до 2012 года. После того, как пост губернатора занял Николай Меркушкин, в муниципалитетах постепенно стала появляться должность сити-менеджера. Жигулевск, Безенчук, Отрадный – практически все города региона подключились к такому виду управления. В стороне до последнего были Тольятти и Самара. Но 11 ноября депутаты губдумы приняли поправки, по которым руководить хозяйственной частью буден кансл- (он же сити-) менеджер.

Сам глава региона считает инициативу правильной: «Если местное самоуправление спустить на самый низовой уровень, будет гораздо лучше. Нужно максимально деполитизировать процесс местного самоуправления.

Отличия мэра от сити-менеджера

Главное отличие: мэра выбирает большинство жителей города. Отбор кандидатуры сити-менеджера более запутан. Вначале объявляется открытой эта вакансия. К кандидату в сити-менеджеры будет выдвинут ряд требований. Во-первых, он должен быть не моложе 25 лет. Обязательно наличие высшего профессионального образования. Профессиональный опыт: не менее трех лет работы на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы. Необходимы положительные отзывы с предыдущих мест работы. Обязательное условие – знание федерального и регионального законодательства.

Далее кандидатуру потенциального сити-менеджера рассматривает экспертная комиссия, состоящая из представителей гордумы и кандидатов от губернатора. Она должна дать положительное заключение о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению ряда полномочий.

Отличие второе. Мэр регулярно отчитывается перед населением. Сити-менеджер делать этого не обязан. Он подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.

Отличие третье. «Выше» мэра считается только губернатор. Сити-менеджера же могут снять депутаты местной думы, но за неисполнение обязанностей.

Отличие четвертое. Мэр отвечает за все в городе. Должность сити-менеджера же напоминает глобального завхоза. Он должен бдеть за состоянием дорог, ЖКХ и подобным. Представительские функции в данном случае будет выполнять глава органа муниципального управления.

Отличие пятое. Сити-менеджер оторван от разработки долгосрочных планов. У мэра такие полномочия были. Кроме того, мэры Самары всегда участвовали в долгосрочном планировании.

Что хорошо и что плохо

В том, что сити-менеджер будет в Самаре, есть и «плюсы» и «минусы». Первый касается самой процедуры выборов. Они были довольно затратными для бюджета. Сейчас же эти деньги «освобождаются», поэтому часть суммы может быть потрачена и на общегородские нужды.

Еще «плюс»: сити-менеджером будет человек, подходящий под определенные требования. И его полномочия определены четко. То есть «разбирательства по функциям» канут в лету.

Важное положительное отступление. Если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку. Соответствующие юридические действия не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.

Плохо то, что этот мэр не избранный. В случае с Самарской областью политики высказывают опасения, что будущий управленец должен будет пройти контроль губернатора. Этот человек может оказаться и малознакомым для жителей Самары.

Что в Самаре может измениться

Депутат губернской думы Михаил Матвеев настроен скептически по отношению к предстоящему наличию сити-менеджеров. «Время расставит все на свои места. Просто люди должны будут пожить при этой новой системе и понять, что ничего принципиально не изменится в их жизни к лучшему. Зато они увидят определённые недостатки в результате того, что власть их станет меньше слышать и слушать, просто потому что она отдалится от народа. Скажем так: тот уровень власти, который будет обладать реальными возможностями что-то сделать – не будет слышать людей, а тот уровень, который к нему приблизят, наоборот, не будет обладать никакими полномочиями, чтобы что-то сделать для людей», - отметил политик.

Депутат Вячеслав Малеев, напротив, отметил, что появится механизм объективно оценивать нового управленца. Кроме того, комиссия сможет его снять в любой момент. Это, по мнению Малеева, также положительно. Об этом политик сказал на заседании губернской думы. «Власть на местах должна быть абсолютно не политизирована. Людям не важна политика, когда в их домах нет воды, тепла, когда мусором завалены дворы, разбиты дороги. В случае, когда хозяйством города будет заниматься сити-менеджер, который избирается комиссионно, дать оценку его работы можно по результатам труда, объективным показателям. И комиссия имеет право снова собраться и определить работоспособность и перспективу нахождения этого человека в должности», - отметил Вячеслав Малеев.

Кто

Кто именно займет вакантную должность – пока открытый вопрос. Однако в кулуарах наиболее часто упоминается несколько персон.

Первый заместитель главы Самары Александр Карпушкин. С мая 2013 года он курировал вопросы жилищно-коммунального хозяйства, экономику, транспорт, потребительский рынок, строительство и имущественные тяжбы. Сфера деятельности, опять же, подходит.

Кандидатура номер два. Глава Саранска Петр Тултаев. Должность сити-менеджера ему знакома. С 2001 года Тултаев возглавлял министерство культуры Мордовии. В 2010 году к этому званию прибавилось еще и «заместитель председателя правительства республики». В 2012 году входил в состав вновь образованного Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Третья кандидатура. Председатель самарской гордумы Александр Фетисов. Этот вариант довольно сомнителен, но вполне возможен. С 2004 по 2007 год - председатель Совета директоров ЗАО «Самарская шоколадная компания», член регионального политического совета, секретарь местного политического совета Железнодорожного района «Единой России». С 2007 по 2010 год - заместитель секретаря совета самарского регионального отделения этой же партии.

Четвертая кандидатура: министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области, уроженец Мордовии Иван Пивкин. Начал трудовую деятельность в Госкомитете Мордовской ССР по экономике. Затем трудился в Дирекции по реализации Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия. Возглавлял ООО «Саранскдорстрой». С 2008 года работал начальником государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия». В 63-м регионе руководит с 19 июня.

Пятая кандидатура: первый зам.главы г.о. Самара Виктор Кудряшов. По словам блогера А.Соколова "За Виктором Кудряшовым - городские финансы, социальный блок и благоустройство, то, что за последние годы было особенно актуально для города и где очевидны перемены к лучшему. Кудряшов включен в кадровый резерв Президента, сильный лоббист по привлечению внешних ресурсов для развития города, имеет тесные контакты с общественными организациями"

Цели для Самары

Корреспондент Самара24 провел опрос среди жителей города и выяснил ТОП-5 напутствий «чего хотим в первую очередь». Первое: прекратить украшать центр областной столицы плиткой. Многие отметили, что это не является расходами первой необходимости. Второе – направить часть средств на реставрацию старинных зданий и «привести в порядок» центр города. Третье – зимой регулярно заниматься очисткой крыш от наледи, а также не забывать о домах на Мехзаводе и Металлурге. Они регулярно оказываются «за пределами памяти чиновников». Четвертое: нормализовать работу городского транспорта в праздники. Нередко задержавшиеся в центре жители окраин города сталкиваются с отсутствием возможности уехать домой на транспорте. Пятое: решить с докторами «скорой помощи» кадровый и денежный вопрос. Из-за того, что он остается открытым, многие ждут спасительную карету десятками минут, а то и больше часа.

Недосягаемый?

Жители Самары смогут влиять на сити-менеджера через депутатов и губернатора. Как пояснили Самара24 источники, знакомые с ситуацией, пока это единственные механизмы воздействия. Чтобы передать сити-менеджеру свои пожелания или просьбы – можно будет воспользоваться почтовым отправлением или формой обратной связи. Жители областной столицы не смогут снять городского управляющего без «визы» депутатов. всю полноту ответственности за ситуацией в городе в данной системе берут на себя депутаты городской думы, потому что именно они нанимают по контракту сити-менеджера. Как роль во всей этой конструкции будет отведена жителям, насколько в этой системе будет учтено мнение населения при принятии тех или иных решений в сфере управления городским хозяйством, остается только догадываться... Время покажет, насколько эта новая система управления городом себя оправдает.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления