Город Развитие чувства юмора у детей

Развитие чувства юмора у детей

«Я по жизни скучная зануда, из тех, кто шутки понимает, над ними смеётся, но сам шутить не умеет. Анекдоты я не запоминаю и периодически страдаю от косноязычия. Как мне научить шутить моего сына? Пока что он заливисто смеется только над мультиком про Тома

Детский юмор

«Я по жизни скучная зануда, из тех, кто шутки понимает, над ними смеётся, но сам шутить не умеет. Анекдоты я не запоминаю и периодически страдаю от косноязычия. Как мне научить шутить моего сына? Пока что он заливисто смеётся только над мультиком про Тома и Джерри, а сам шутит довольно невпопад. Да и в школе над ним все подшучивают, а ответить он ничего не может», – говорит жительница Самары Дарья Киряева. С какими только запросами не приходят родители к психологу, смеется профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии ПГСА Елена Савицкая. Дети не рождаются с чувством юмора, и 1 апреля – хороший повод вспомнить о том, что шутки бывают добрые, злые, смешные и не очень, а разговор о юморе – это серьезный разговор, уверен психолог.

Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни – очень ценное в жизни качество. Чувство юмора является одним из главных показателей психического здоровья. Смеяться полезно для здоровья, уверены и самарские врачи. «Здоровье – это красивое восприятие мира. Нужно развивать это в ребенке, показывать на собственном примере, как нужно шутить, ведь ребенок идет за взрослым. Юмор – это интеллектуальная деятельность, шутить могут далеко не все, зависит от уровня интеллектуального развития. Ребенок должен больше смотреть на прекрасное, сказки – это самое лучшее для детей», – говорит заведующая кафедрой общей и специальной психологии СамГМУ, доктор медицинских наук, профессор Ольга Ковшова.

Что же такое чувство юмора? В обычном словоупотреблении – это способность подмечать в явлениях комические, парадоксальные стороны и эмоционально откликаться на них. Чувство юмора неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия, замечать и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-то человеке, явлении. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как ребенок понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. А вот недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном, считают некоторые эксперты.

В мире детства существуют свои истории, мифы и предания, передающиеся из уст в уста каждому новому поколению малышей. И одна из важных составляющих детского фольклора – анекдоты, шутки, смешные стишки. Присмотритесь, над чем смеется ваш ребенок. Такие наблюдения позволят судить не только о его чувстве юмора, но и о развитии его мышления, и даже о его психологических проблемах.

Но можно ли развить чувство юмора у своего ребенка? Можно и нужно воспитывать чувство юмора у детей, считает психолог Елена Савицкая: «Есть очень важное понятие социализации, это адаптация к существующим условиям. Ребенок – это существо социальное, но еще не социализированное. Первый шаг на пути социализации – это комплекс оживления, по норме он возникает в 1-3 месяца после рождения. Если комплекса оживления нет, это уже нарушение психического развития».

Комплекс оживления проявляется в виде эмоционально-двигательной положительной реакции, «гулением», «улыбкой», а ведь даже в утробе матери у ребенка уже наблюдается «биологическая» улыбка. А в три месяца улыбка уже связана с появлением знакомого лица, это уже социальная реакция в чистом виде.

«По счету у ребенка сначала появляется такая эмоция, как страх, потом гнев, а потом уже радость и смех. Он не рождается с умением смеяться, сначала это смех за компанию. Старший ребенок засмеется – и младший тоже. Чем больше ребенок взрослеет, тем более социализированным он становится, это напрямую связано и с развитием речевой деятельности, и мышления», – рассказывает Елена Савицкая. Юмор, интеллект и речь – это взаимосвязанные понятия. Сначала ребенок учится понимать смешное, в определенном возрасте начинает смеяться над нелепостями. Его мышление еще конкретно. Дети в таком возрасте смеются над конкретными шутками: «Зачем в бане лыжи?», в детских сообществах он слышит детские анекдоты. Ребенок потом рассказывает анекдоты родителям, а самым веселым моментом для родителей является то, что дитя еще и объясняет, почему нужно смеяться. Например, ребенок рассказывает такой анекдот: «В лесу лев собрал всех зверей и сказал поделиться на две группы. Налево встать всем красивым, а направо всем умным. Ну худо-бедно звери все разделились, а обезьяна так стоит посередине и говорит: "Да что ж мне, пополам разорваться?"». И ребенок начинает объяснять, почему обезьяна не может выбрать, а родители уже просто умирают от смеха. И чем больше развивается мышление ребенка, тем больше развивается и умение пошутить.

«Как правило, умные люди обладают чувством юмора. Но в обратную сторону эта зависимость не работает. Безусловно, высоко развитое чувство юмора говорит о социальном интеллекте, человек умеет увидеть парадоксальность ситуации. Можно разделить людей на тех, кто шутки понимает, но сами шутить не умеет, и тех, кто и сам понимает, и пошутить умеет», – считает психолог Елена Савицкая. Поэтому нужно уделять время обучению и развитию чувства юмора, воспитывать его у ребенка. «Юмор во многих сложных ситуациях позволяет прийти в себя, разрядить обстановку, человеку становится легче, говорит Елена Савицкая: «Умение шутить над собой чаще развито у доброжелательных людей. Ребенок должен уметь понимать разницу между смешным и насмешкой. Например, очки детям часто кажутся нелепостью. Школьник должен понимать, что есть добрая шутка, и есть шутка, которая унижает человека. Поэтому школьный психолог должен тоже уделять время развитию чувства юмора у детей. Я, например, часто рассказываю анекдоты на лекциях».

Чувство юмора играет важную роль в семейных взаимоотношениях, считает психолог-консультант Самарского областного центра медицинской профилактики Алиса Эрлих: «Чувство юмора – важный критерий успеха в жизни и сохранения здоровых взаимоотношений. Именно такая реакция на стресс, а не агрессия или вина, считается самой эффективной стратегией. Известно, что дети учатся у взрослых с помощью подражания. Если ваш ребенок видит, как вместо криков и скандалов мама с папой шутят, тем самым преодолевая трудности, он усвоит этот механизм. Это поможет ребенку легче адаптироваться в школьном коллективе и избежать лишних проблем с учителями. Оптимизм и позитивный взгляд на жизнь – это залог душевного равновесия и здоровья. Острословие как у кавээнщиков вряд ли разовьешь у ребенка за один день, да и всем оно ни к чему, оставим для профессионалов. А вот переключение внимания с помощью чувства юмора на приятные объекты, трансформация неудачи в шутку снижает сверхзначимость ситуации и помогает с ней справиться. Так что шутите на здоровье!».

Как же развивать у ребенка чувство юмора? Юмор проще познавать с помощью сюжетных картин, например, знаменитых комиксов Херлуфа Бидструпа. Также нужно уделять время и юмору «на слух», и лингвистическому юмору, игре слов. Полезно ребенка правильно воспринимать юмор, научить видеть смешное, считают психологи.

Во-первых, хорошо шутить легче человеку начитанному и эрудированному, с хорошо развитой речью. Поэтому с ребенком нужно много читать, обязательно просить его пересказывать прочитанные рассказы или события из жизни. Во-вторых, нужно развивать у ребенка наблюдательность, внимание к деталям, а также память. Ничего страшного нет, если специально заучивать с ним какие-то анекдоты или смешные истории. Самое важное, что нужно учить ребенка находить в любых событиях что-то положительное, а иногда и комичное. Очень часто бывает, что по прошествии какого-то времени мы проблемы вспоминаем с улыбкой. Но если вовремя суметь найти что-то смешное в спорах и конфликтах, то их развитие можно предотвратить.

Для маленьких детей существует много полезных игр и упражнений на развитие чувства юмора, рассказывает психолог Алиса Эрлих: «Придумать смешную рифму к слову, нарисовать или изобразить с помощью игрушек целую смешную историю, слепить из пластилина смешного зверька, сочинить анекдот про свой страх, например, про Бабу-ягу. Таким образом, через шутку снижается напряжение, исчезает страх. Важно поощрять смешные высказывания у ребенка. Если он видит, что взрослые его внимательно слушают, поощряют активность, то будет шутить с удовольствием». Можно играть с ребенком в «крокодила»: попросить его изобразить персонажа из мультика, смешное животное, имитируя его повадки и шутки. Настольные игры с героями мультфильмов не только развивают память и внимание, но и чувство юмора.

А вот для подростков полезна популярная игра «Мафия», она не только позволяет научиться выбирать эффективную стратегию поведения, но и научиться реагировать на неожиданные ситуации с юмором. Подросткам можно давать задание сочинить смешную историю про себя, это помогает скорректировать самооценку. Большой популярностью пользуется такое упражнение, как визуализация чувства юмора, в том числе на бумаге. Школьные учителя могут дать задание коллективно сочинить смешную историю или сыграть мини спектакль. Такая групповая работа не только способствует сплочению коллектива, но и развивает чувство юмора всех участвующих.

«Работу по развитию чувства юмора должны вести и учителя, и родители. У меня есть проект, обучение родителей быть родителями. Одна из родительских задач в этой программе – как раз сформировать у ребенка чувство юмора. Если родители сами не уверены в своих силах и в своем чувстве юмора, помогут детские психологи. Я подчеркну высокую значимость этой проблемы, потому что не все родители осознают, что чувство юмора используется в целях психического выживания личности, оно помогает не потерять чувство реальности», – добавляет Елена Савицкая. И в качестве примера приводит одну старинную притчу. У жителей одного древнего города царь каждый день собирал дань. Однажды его слуги вернулись и рассказали, что жители плачут и отдают последние деньги, уверяя, что больше у них ничего нет. Царь сказал, что это неправда и опять оправил слуг в город. Те принесли еще денег от жителей. На следующий день царь опять послал за данью. Слуги вернулись и рассказали, что жители уверяют, что больше ничего у них ничего нет и смеются. Тогда царь сказал: «Теперь я верю, что у них ничего не осталось».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления