На достаточно долгие зимние каникулы каждый строит свои планы. Кто-то хочет отдохнуть и расслабиться по полной, кто-то стремится переделать нескончаемые дела, кому-то столько дней отдыха кажутся бесполезной тратой времени. А вот автопроизводители используют это время как возможность сделать передышку, скорректировать свои планы, произвести наладку оборудования. Однако в этом году в первоначальные планы автопредприятий достаточно серьезные коррективы внес разразившийся кризис. А потому практически все российские заводы, как отечественных, так и иностранных брендов, начали новогодние каникулы еще до 31 декабря.
Раньше начали
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат», о досрочной остановке производства на рождественские каникулы объявили практически все российские автопредприятия. Одними из первых конвееры встали на GM-АвтоВАЗ и заводе «Автофрамос». Представители первого предприятия мотивировали приостановку производства корректировкой планов выпуска на 2008 год. Необходимость в этом возникла в связи со складывающейся на рынке ситуацией. Сокращение рынка в целом и объемов продаж Renault в частности также стало причиной остановки производства модели Logan на заводе «Автофрамос».
Не станут исключением и российские производства таких автобрендов, как GM и Volkswagen, которые остановят производство уже 22 декабря. 24 декабря уйдет на каникулы автозавод Ford во Всеволжске под Санкт-Петербургом. А с 29 декабря остановятся конвееры российских производств Toyota, АвтоВАЗ, ИжАвто и ТагАЗ. Таким образом, по оценке аналитиков Автостата, за период вынужденной остановки производств российский автопром недовыпустит порядка 50 тысяч легковых автомобилей, что составляет 3% от годового объема выпуска. Безусловно, связано это с уже отмеченным снижением спроса на автомобили, которое в будущем году, очевидно, продолжится.
Ожидания продаж
По словам президента компании «Форд Россия» Найджела Брекенбери, сейчас сложно делать устойчивые долгосрочные прогнозы в любой сфере бизнеса, потому как экономика нестабильна: «Но наша предварительная оценка на следующий год такова: объем сбыта новых автомобилей упадет на треть по сравнению с показателями 2008 года. Эта цифра может варьироваться в зависимости от регионов. Мы очень внимательно в настоящее время следим за тенденциями и практически ежемесячно корректируем свои планы. Ведь наша производственная программа соответствовала докризисным запросам рынка».
Как отметил господин Брекенбери, серьезную помощь в такой ситуации автопроизводителям может оказать развитая дилерская сеть. Именно на нее, например, «Форд» и делает ставки. «Нам повезло: наша дилерская сеть очень сильная, а потому нам проще справляться с ситуацией. Кроме того, сейчас мы меняем подходы своей работы с дилерами. В частности, совсем недавно ввели в действие программу поддержки дилерских складов, по которой основные издержки, связанные с содержанием автомобилей, производитель берет на себя».
Тем не менее, по данным аналитиков, в 2008 году в России будет зафиксирован самый большой прирост парка иномарок – уже с начала года их число выросло более чем на четверть. По словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, наиболее быстрыми темпами число иномарок увеличивается в центре России, Поволжье, на Урале. В ПФО только за первую половину года число авто иностранных производителей выросло на 20,5%. При этом во второй половине года, несмотря на финансовый кризис, увеличение доли иномарок идет весьма быстрыми темпами.
Иностранные производители с оптимизмом смотрят в будущее, несмотря ни на что. По их мнению, насколько бы глубоко кризис ни затронул российский автомобильный рынок, он все равно останется одним из крупнейших в Европе. И немалую роль в этом сыграет локализация производств иностранных автобрендов на территории России.
И все-таки вниз
По данным федеральной службы государственной статистики, только за ноябрь текущего года российские автозаводы выпустили порядка 100 тысяч легковых автомобилей, что на 23,4% меньше, чем в октябре 2008 и на 7,2% ниже показателей ноября 2007 года. По оценке аналитиков, снижение объемов производства и сокращение рабочих смен и дней произошло именно в ноябре. До этого времени автопроизводители сохраняли докризисные темпы работы. Тем не менее показатели 11 месяцев текущего 2008 года превосходят аналогичные показатели 2007 года на 16,5% процентов
Однако сокращение объемов производcтва, отмеченное в конце текущего года, сохранится и в начале будущего. Способствовать этому будут в том числе долгие рождественские каникулы автопредприятий страны. Так, тольяттинский автогигант, как было сказано в официальном сообщении его пресс-службы, помимо официальных нерабочих дней объявляет выходными также дни с 11 по 16 января.
Но буквально вчера, по информации некоторых источников, стало известно, что новогодние каникулы продолжатся на автопредприятии вплоть до 2 февраля. Между тем, согласно официальному сообщению пресс-службы, 29–30 декабря 2008 года и 3–18 января 2009 года в ОАО «АвтоВАЗ» будет осуществляться плановый ремонт, обслуживание и модернизация оборудования: «Во время новогодних каникул и дней, объявленных нерабочими, запланировано провести более десяти тысяч работ на сумму около 240 миллионов рублей.
Обслуживанию подлежат около семи с половиной тысяч единиц оборудования, что составляет примерно 20% всего парка станков и технологических линий АвтоВАЗа. Наряду с ремонтно-профилактическими работами планируется проведение модернизации оборудования. В частности, в цехе сварки кузовов запланирована модернизация линий для выпуска новой модели – универсала семейства Lada Priora. Эта модель выйдет на рынок в 2009 году».