Статистика – вещь упрямая, с ней не поспоришь. Статистические данные, над составлением которых регулярно работают сотрудники ГИБДД, позволяют не только оценить, насколько эффективными являются мероприятия по профилактике ДТП, но и выявить наиболее травматичные участки автодорог и даже дни недели.
Как сообщил начальник управления ГИБДД по Самарской области Валерий Трофимов, статистика относительно наиболее и, соответственно, наименее аварийных днях недели ведется. По его словам, пик ДТП в Самарской области приходится на начало недели – вторник. Немало ДТП происходит также в четверг и субботу. Объяснить, с чем это связано, сложно. Казалось бы, согласно народной поговорке, понедельник – день тяжелый. Но на дороге, видимо, свои правила и законы.
Однако утверждать стопроцентно, что в конкретный день недели попасть в аварию наиболее вероятно, довольно сложно. Тем не менее всплеска аварийности в период новогодних праздников и каникул автоинспекторы не ожидают. Наоборот, как правило, число совершенных преступлений в такие дни снижается, заметил Валерий Трофимов.
А вот о том, на каких участках дорог случаются наиболее серьезные аварии и какие места автомагистралей в буквальном смысле слова притягивают к себе ДТП, автоинспекторам известно точно. «Смертность всегда выше на транзитных магистралях, в сельской местности. Например, очень много ДТП с человеческими жертвами случается на трассе М-5. Происходит это потому, что водитель, монотонно двигаясь по ровной дороге, расслабляется, утрачивая постоянный четкий контроль над дорогой. Подъезжая к пересечению с населенным пунктом, автомобилист не отдает себе отчет в возможном появлении опасности, например, пешехода на проезжей части. В итоге – серьезные ДТП», – говорит господин Трофимов.
Однако помимо этих, вполне рационально объяснимых факторов, на возникновение аварий влияют и непонятные человеческому разуму причины. «Я сам не очень верю в мистику какую-то, но против статистики и объективных данных не пойдешь: есть аномальные зоны на дорогах. Исследованием таких участков автодорог занимаются ученые по всей России», – в Самарской области аномальные зоны изучает начальник информационно-аналитического отдела УГИБДД Алексей Волков.
Как сообщил Валерий Трофимов, на сегодняшний день на трассе М-5 исследовано десять подобных мест. Одним из них, например, является Сызранский участок. Аналогичная ситуация в районе Волжского поста ДПС, на Оренбургской трассе. В настоящее время уже собраны статистические данные за десятилетний период, которые наглядно иллюстрируют опасность гиблых мест.
ДТП в таких местах, как правило, происходят по одной и той же причине. В результате опросов водителей, попавших в аварии, выяснилось, что они не могут рационально объяснить произошедшее, не помнят, что и почему с ними случилось.
Тем не менее стоит отметить, что количество ДТП в губернии все же продолжает снижаться.
По данным статистики, опубликованным на официальном сайте ГИБДД России, в Самарской области за 11 месяцев 2008 года произошло 4298 дорожных аварий, в которых погибли 533 человека, травмы различной степени тяжести получили 5327 человек. Эти показатели оказались ниже тех, что были отмечены в аналогичном периоде прошлого года на 10,3%, 18, 8% и 12,2% соответственно.
Снижение показателей аварийности отмечено практически по всем категориям ДТП. Так, число ДТП с участием детей снизилось на 16,1% – 460 происшествий, водители в состоянии алкогольного опьянения совершили 176 аварий, что на 14,6 % ниже показателя прошлого года. Наиболее существенное снижение показателей аварийности по области показали ДТП с особо тяжкими последствиями. За 11 месяцев произошла только одна такая авария, в прошлом году этот показатель был почти на 86% выше.