В России начала работать программа утилизации старых автомобилей. Также возобновлено действие льготного автокредитования. Эти государственные меры поддержки рынка, в первую очередь, рассчитаны на традиционных отечественных производителей. Тем временем продажи «АвтоВАЗа» в ожидании помощи властей остаются крайне низкими.
Антирекорд продаж
Первые два месяца 2010 года стали для ОАО «АвтоВАЗ» крайне тяжелыми. В январе было продано всего 17 тыс. машин. В феврале, по данным агентства «Автостат», дилеры завода реализовали на внутреннем рынке чуть более 20 тыс. автомобилей. Это примерно на 30% меньше, чем в феврале 2009 года (29344 шт.). Таким образом, за первые два месяца текущего года на внутреннем рынке продано менее 40 тыс. автомобилей Lada, что на треть меньше прошлогоднего показателя (58454 шт.) и в два с лишним раза меньше, чем в январе-феврале 2008 года (92821 шт.)
Теперь все надежды вазовский топ-менеджмент связывает с государственными мерами поддержки отечественного авторынка. В первую очередь, речь идет об утилизационной программе. Она начала действовать с 8 марта и продлится до 1 ноября 2010 года. В перечень автомобилей, подлежащих продаже со скидкой в рамках утилизационной программы, вошли 66 моделей 17 производителей: 17 моделей Lada, 9 моделей УАЗ (включая Hunter и Patriot), 6 моделей ГАЗ, Fiat Albea, Linea, Ducato и Doblo Panorama, Hyundai Sonata, Accent и Santa Fe, Chevrolet NIVA, Captiva и Cruze, Kia Spectra и Sorento, Opel Antara и Astra, Ford Focus и Mondeo, Skoda Fabia и Octavia, Renault Logan и Sandero, Nissan Teana и X-Trail, Volkswagen Tiguan, Toyota Camry и др. В программе утилизации принимают участие 1569 дилеров и 153 утилизатора.
По словам министра промышленности и торговли России Виктора Христенко, граждане, которые решат воспользоваться утилизационной программой, смогут также получить дополнительные бонусы от автопроизводителей и региональных властей. В частности, «АвтоВАЗ» и ГАЗ подготовили для участников программы ряд стимулирующих акций, Ford запустил производство специальной комплектации Focus (от 389 тыс. рублей с учетом стоимости сертификата), власти Нижегородской и Ульяновской областей предоставят дополнительные скидки на покупку продукции ГАЗа и УАЗа соответственно.
100 тыс. машин взамен утиля
Количество сервисно-сбытовых центров, которые участвуют в этом проекте, «АвтоВАЗ» увеличил со 124 до 140. По словам Нагайцева, максимальное расстояние из любой точки России до дилера Lada, принимающего на утилизацию старые машины и продающего новые со скидкой 50 тыс. рублей, составляет не более 200 километров.
Бюджет утилизационной программы на 2010 год (11 млрд рублей, включая 1 млрд рублей на возмещение затрат дилеров на перевозку «автометаллолома» в пункты утилизации и 50 млн рублей – на организацию эксперимента) рассчитан на выплату бонусов 199 тыс. автовладельцев. По оценкам экспертов, это около 13,5% от прогнозируемого объема продаж в наступившем году (1,5 млн машин) и менее 1,5% от российского автопарка в возрасте от 10 лет. По данным агентства «Автостат», по состоянию на начало 2010 года в эту возрастную категорию попадает более половины (51,4%) машин в нашей стране.
Президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров ранее подтверждал, что компания рассчитывает продать по программе утилизации около 100 тыс. машин, то есть освоить примерно половину ее бюджета.
В очередь за потребителем
ЗАО «GM-АвтоВАЗ» в рамках утилизационной программы рассчитывает продать от 5 до 10% автомобилей. Об этом сообщает пресс-служба совместного предприятия, отметив, что позитивный опыт других стран по использованию аналогичных программ, а также проявленный интерес со стороны дилеров и потенциальных покупателей позволяют предположить, что программа утилизации будет эффективной и в России.
Программа государственного субсидирования кредитов уже доказала свою состоятельность в течение второй половины 2009 года, добавляют на «GM-АвтоВАЗ». Согласно прогнозам СП, доля продаж по льготным автокредитам в 2010 году может составить от 15 до 20% от общего объема.
Aвтор: Денис Квасов