Число желающих сдать свой старый автомобиль в обмен на сертификат стоимостью 50 тысяч рублей для покупки нового автомобиля оказалось так велико, что государственная программа утилизация закончилась намного раньше, чем планировалось.
В результате второй этап программы по выдаче еще 200 тысяч сертификатов должен стартовать буквально на днях. По мнению экспертов, в выигрыше от данного эксперимента правительства оказалось только ОАО «АвтоВАЗ», но уж никак не дилеры иномарок. Государственная программа утилизации старых автомобилей стартовала 8 марта этого года. Первоначально планировалось, что она прекратит свое действие 1 ноября. Однако почти сразу стало ясно, что дилеры не смогут справиться с тем наплывом желающих, которые готовы были сдать свой старый автомобиль. В большей степени это коснулось автосалонов, занимающихся продажей автомобилей Lada. Более того, некоторые из них, как, к примеру, «Самара-Лада», весной даже были вынуждены приостановить прием заявок из-за наличия больших очередей. В итоге все выделенные правительством 200 тысяч сертификатов закончились уже в начале июня. Незадолго до этого было объявлено, что на продолжение программы утилизации будет выделено еще 10 млрд рублей.
А выдача новой партии сертификатов должна начаться в начале июля. По мнению экспертов, в первую очередь продолжение программы необходимо сейчас ОАО «АвтоВАЗ», которое значительно увеличило свои продажи. Чего пока нельзя сказать о дилерах, занимающихся реализацией иномарок. Так, в автосалоне «Премьера-Центр» сообщили, что в рамках первого этапа программы было получено 20 заявок. А в «Викингах» вообще заявили, что не зафиксировано ни одного обращения. По большей части это связано с тем, что в обмен на свой старый автомобиль многие хотят приобрести недорогую вазовскую «классику», а не машину, стоимость которой превышает 500 тысяч рублей. Столь быстрый финиш первого этапа утилизации привел к возникновению одной весьма существенной проблемы. В настоящее время Минпромторг задерживает компенсационные выплаты дилерам по уже выданным сертификатам. Поэтому ряд экспертов высказывают мнение, что второй этап программы нужно осуществлять более медленными темпами. Иначе, по словам заместителя директора АА «Автостат» Сергея Удалова, задолженность Минпромторга перед дилерами будет только расти. По его словам, новые сертификаты необходимо выдавать лишь по мере выполнения предыдущих заявок в определенном соотношении.