Финансирование ремонта дорог переложили на водителей

Дмитрий Медведев одобрил идею создания дорожного фонда, куда будут поступать отчисления по транспортному и топливному налогам. За счет этого источника к 2015 году планируется отремонтировать 85% российских автотрасс и обеспечить их содержание на качествен

Поделиться

Дмитрий Медведев одобрил идею создания дорожного фонда, куда будут поступать отчисления по транспортному и топливному налогам. За счет этого источника к 2015 году планируется отремонтировать 85% российских автотрасс и обеспечить их содержание на качественном уровне. При этом, как сообщалось ранее, основная нагрузка по заполнению фонда ляжет на плечи автомобилистов. Акцизы на топливо будут увеличиваться ежегодно, что в течение трех лет приведет к удорожанию топлива минимум на три рубля. К тому же автомобилисты по-прежнему будут платить транспортный налог. Со следующего года его базовая ставка сократится в два раза, но установление окончательного тарифа будет контролировать регион: право местных властей изменять ставку в десять раз в сторону увеличения или уменьшения никто не отменял. В правительстве считают, что федеральный дорожный фонд вкупе с региональным сможет аккумулировать достаточное количество средств, а обеспечение прозрачности их работы позволит контролировать их расход в нужных направлениях.

«Создание дорожных фондов – очень правильная инициатива, – считает председатель координационного совета МООА «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков. – Сейчас эта отрасль финансируется по остаточному принципу из общей копилки. То есть автомобилисты платят деньги, которые в сумме составляют щедрый источник финансирования. Основная часть этих ресурсов уходит на социальные нужды и только 10% оседают в планах на дороги. Целевое использование средств автомобилистов – логичная схема, которая сможет избавить эту отрасль от катастрофической нехватки денег. Кстати, обсуждается возможность включения в дорожный фонд некоторого процента от штрафов ГИБДД. Важно, что глобальное строительство и ремонт дорог потянет за собой создание новых рабочих мест, восстановление многих промышленных отраслей».

По словам главы Минфина Алексея Кудрина, объем нового фонда будут определять по затратам на дороги в 2010 году. Сейчас они составляют 280 млрд рублей. Увеличивать эту сумму будут за счет поступлений акцизов на ГСМ. По данным Минтранса, на внутреннем рынке реализуется более 80 млрд литров топлива в год, и в 2011 году от повышения акцизов государство получит 83 млрд рублей, в 2012 – порядка 174 млрд, в 2013-м – уже 279 млрд. Эти деньги федеральный дорожный фонд и региональные бюджеты будут делить между собой. В результате, сообщает «Коммерсантъ», объем фонда в 2011 году составит 377 млрд рублей, а в 2013-м достигнет 408 млрд.

При этом в Минфине РФ считают, что подорожание топлива на рубль в год не опустошит карманы водителей. В ведомстве аргументируют это тем, что за прошлый год оно подорожало на три рубля, и в сравнении с этим скачком дополнительный рубль существенно ситуацию не изменит и не потревожит автовладельцев. Словом, в верхах есть надежда, что на общем фоне подорожания топлива этот рубль останется незамеченным.

В Совете Федерации считают, что региональные дорожные фонды должны формироваться в пропорции 50:50 с федеральными субсидиями: «Вполне логичным шагом должно стать восстановление областных фондов со схемой финансирования 50 на 50 с федеральным центром, – считает председатель Совета федерации Сергей Миронов, сообщает РИА РБК. – Это оптимальный вариант финансирования дорожного строительства, когда из федерального бюджета будет выделяться сумма, равная той, что потратил на эти цели регион. Кроме того, верным решением было бы оставлять в региональном бюджете все 100% доходов, полученных от акцизов на ГСМ. Все дороги из центра не построишь и не отремонтируешь. Регионы должны иметь собственные финансовые инструменты для поддержания и развития дорожного хозяйства».

Пополняться федеральный фонд будет и за счет дополнительных сборов с грузовиков массой свыше 12 тонн, с иностранных перевозчиков, которые проезжают территорию России транзитом, а также с компаний, которые занимаются доставкой тяжеловесных грузов.

Снижение базовой ставки транспортного налога выглядит неким иллюзорным «шагом навстречу» автомобилистам, поскольку регионы могут воспользоваться своим правом определения окончательного размера налогообложения. Сокращение базы наполовину можно компенсировать областным повышением во столько же раз. Отмена налога для владельцев машин мощностью до 150 л. с. пока, судя по всему, не обсуждается.

«Я считаю, что транспортный налог должен быть отменен для всех категорий автовладельцев, – говорит Вячеслав Лысаков. – В большинстве случаев это автомобили мощные, но с относительно невысокой ценой, и принадлежат они не богатым людям, как считают в правительстве, а среднему классу. Таких машин насчитывается не менее трех миллионов. С учетом членов семей фискальные нагрузки коснутся не менее 20-30 млн человек. Плюс к этому в России более 2 млн грузовиков и автобусов, мощностью свыше 150 л. с. Им намерены продавать подорожавшее топливо, облагать налогом, а с некоторых большегрузов еще и собирать дополнительные налоги. По моей информации ряд профсоюзов грузоперевозчиков уже готовится к забастовкам и акциям неповиновения. По данным Минфина, сбор налогов с владельцев машин мощностью более 150 л. с. за год составит порядка 18 млрд рублей – эта сумма не такая определяющая и весомая в масштабах страны, чтобы порождать из-за нее столь негативные реакции».

В 2001 году дорожные фонды ликвидировали, поскольку не смогли контролировать расход денежных ресурсов. Сейчас идея их воссоздания воспринимается как очень своевременный шаг, поскольку более 80% российских автотрасс не соответствуют даже минимальному уровню норм пропускной способности и безопасности. Их восстановление требует значительных вложений, которые смогут обеспечить автомобильные и топливные сборы. Однако основная проблема – это способ нахождения средств, которое сводится к двойному и даже тройному налогообложению автовладельцев. Вячеслав Лысаков сообщил, что 21 сентября состоится масштабная встреча представителей министерств, общественности, профсоюзов и объединений грузоперевозчиков для очередного обсуждения и, возможно, решения данной проблемы.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!