20 января понедельник
СЕЙЧАС -2°С

Приторное слово «культура»

Поделиться

Есть навязшая в зубах формула: у нас много аварий, потому что «нет культуры у водителей». Далее обычно идет веское сравнение с развитыми странами, где культура у водителей есть.

Меня эта формула достала избитостью и некой бессмысленностью. Что это такое – культура на дорогах? И есть ли она на Западе?

Размытость формулировки делает «культуру на дороге» удобным щитом для пиар-коммуникаций ГИБДД с автомобилистами, когда любое неблагоприятное изменение статистики объясняется «отсутствием культуры». Тысячу раз слышал: «Так вы посмотрите, как у нас ездят?!» (в голос обычно подпускается пафос, не допускающий контраргументов).

Я ни в коем случае не хочу сказать, что водители (и пешеходы) не виноваты в авариях, нарушениях и нервозности на дороге. За каждым трупом стоит человеческий фактор. Но понятие «культуры на дороге» в общепринятом смысле подразумевает, что общество неким усилием воли может (и обязано) заставить себя быть культурным, отчего резко поползет вниз статистика аварийности и движение станет почти европейским. Я в это не верю.

Вернемся к сравнению с Западом. Я не так много ездил в цивилизованных странах, но, пожалуй, главное проявление их культуры на дороге в том, что мысленную фразу «Ну куда ты лезешь?!» там произносишь на пару порядков реже, чем в России.

Теперь копнем дальше: почему так происходит? Занимаются ли европейцы самовнушением, чтобы вытравить из себя бескультурие и заполнить душевные трюмы эликсиром культурности?

На мой взгляд, никакой абстрактной, волевой культуры на дороге в развитых странах нет. Там есть четкая разметка, дублированные светофоры и хорошо читаемые знаки. Там есть весьма жесткие и прогрессивные санкции за нарушение правил, и есть действенная система отлова нарушителей (с нашей точки зрения даже антигуманная – например, поголовные проверки на трезвость). Там драконовская система страхования бонус-малус, которая наказывает злостных нарушителей не хуже полиции. Наконец, в западных странах люди в целом менее нервозны, и я думаю, не от какой-то особой прекрасности души, а в силу большей стабильности и предсказуемости жизненного уклада, чего мы уже лет сто пятьдесят как лишены.

Другими словами, они там действительно «культурней», но это не причина, а следствие объективных обстоятельств. Да, в России тысячи людей ежегодно гибнут в лобовых столкновениях, каждое из которых спровоцировано чьей-то безалаберностью – назовем это бескультурием. Можно бороться с такими явлениями увещеванием водителей, но единственный радикальный способ справиться с проблемой – на перегруженных магистралях исключить выезд на встречную полосу конструктивно. Это дорого, но об этом и речь – западная «культурность» обходится государству в миллиарды евро. Эта «культура» – не что иное, как дорожная инфраструктура, штат высокооплачиваемых полицейских, учебные центры и так далее.

Если же речь о культуре в узком смысле, как умении выпустить кого-то со второстепенки, то, пожалуй, за последние годы львиная доля водителей освоила этот прием и привыкла к одобрительному миганию «аварийки», так что с этой «узкой культурой», думается, все более или менее идентично Западу.

А потому не называйте наших водителей бескультурными. Они такие, какими их делают объективные обстоятельства. Немец в России будет ездить по-русски. 

Впрочем, ничто не мешает любому индивиду выделиться из стада и начать ездить чисто по-европейски, соблюдая рядность, пропуская пешеходов и останавливаясь точно у стоп-линии. Никакого секрета тут нет – достаточно просто захотеть. Но вот захотят ли повторить это еще 30 миллионов водителей? 

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
12 мар 2013 в 15:35

есть такая притча, вопрос кто первый отдаст честь при встрече двух офицеров один из которых младше по званию.ответ кто младше тот и первый козырнет.А если встретятся два равных по званию?
тот кто более воспитан и культурен.
далее смотрим вики,"Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний)."

Так объективны наши водители? В оценке своих возможностей и дорожных условий? Ответ НЕТ

Насколько они субъективны при принятии решений?. Н а все 100% Ни кто не учитывает условия в которых они едут.

Наколько компетентны они в ПДД??а?а в вожденииа??

ВОт это и понимается под низкой культурой.

Немец будет ездить как немец.
90% наших людей водят культурно есть небольшая часть из за котрой страдают остальные,котрые водить не умеют и правила не понимают

А деградации нациинет есть досужие разговоры, разметку плохо наносят ,а денег мало. Физически.
Вы посчитайте.Все данные о доходах и расходах есть.

В начале надо спрашивать с себя.А не кивать на остальных.Автор помоему против.
ВОт потому и живем так и ездим
Начинать надо с себя.

Не нарушать

12 мар 2013 в 14:09

Артем! Замечательное обращение!
Знайте, если бы стала необходимость, я бы подписался под каждым сказанным здесь словом, как под своим.
Жаль, только, что оно останется лишь голосом в пустыне, откликнувшимся некоторыми комментариями под статьей...
P.S. Немец в России (по крайней мере тот, которого я знаю :) ездит как немец. Т.е. нарушает в мелочах, но никогда не пойдет на шаг в духе "да что тут, пронесет". Всё же менталитет - в смысле влияния окружения в котором он вырос - имеет большое значение. И тут мы тоже не в лидерах...

Гость
12 мар 2013 в 14:52

Получается, если пустить свинью в бальную залу, она танцевать будет?
Сколько быдла на дорогах, посмотрите видео в соседней рубрике, одни упыри. Им хоть золотом дороги сделай, свинья грязь найдет
Ненавижу российских водителей только за то как они паркуются! Из подъезда не выйти!