8 декабря воскресенье
СЕЙЧАС -1°С

Беспредел на газоне

– Ты осторожнее! – одергивает меня инструктор. – Машины очень быстрые. Не убей кого-нибудь. – Да ну... Сколько жмут? – спрашиваю. – 20 км/час разгонятся?...

Поделиться

– Ты осторожнее! – одергивает меня инструктор. – Машины очень быстрые. Не убей кого-нибудь.

– Да ну... Сколько жмут? – спрашиваю. – 20 км/час разгонятся?

Я исхожу из того, что для масштаба 1:8 такая скорость, условно говоря, эквивалентна 160 км/час, если за мерную единицу выбирать длину корпуса автомобиля.

– Да ты что, какие 20... – усмехается мой наставник. – Вот эта разгоняется до 80 км/час, есть модели, которые достигают 100 км/час, а рекорд для наших машин – 160 км/час.

В детстве я не был оригинальным и мечтал о радиоуправляемой машинке, но в советское время их не было – редкие экземпляры везли из-за границы вместе с классикой жанра – гэдэровской железной дорогой.

Сегодня радиоуправляемых моделей пруд пруди, но несколько экземпляров, купленных для сына, полностью разочаровали: дубовое управление, дохлые аккумуляторы и никакая динамика.

Оказалось, я просто не там искал.

Чтобы вы представляли скорость, помноженную на масштаб, сфотографировать такие автомобили почти нереально. Ну или как минимум на порядок сложнее, чем обычные. Темп разгона просто за гранью восприятия – «монстр-трак» пуляет вперед с агрессией болида «Формулы 1». Вжииик – и он уже на другом конце стадиона, благо, управление позволяет держать связь на расстоянии видимости.

На тесте был целый выводок разнокалиберных моделей, и чтобы не утомлять вас тонкостями классификации, расскажу лишь основные моменты.

Есть модели для асфальта, в том числе для дрифта, как белый Porsche 911 GT3. Есть модели для бездорожья или грунтовых покрытый: по понятным причинам, в России они популярнее. У внедорожников своя иерархия: помимо масштаба (от 1:64 до 1:5) они разделяются на багги, монстры, шорт-корс-траки (от short-course – короткий трек), краулеры (скалолазы), трофи-модели и еще с полдюжины промежуточных типов, вроде трагги – комбинация монстр-трака и багги.

Чтобы закончить с классификацией, упомяну еще один принципиальный момент – тип двигателя. Электрические модели проще в обиходе, но стерильны: ездят себе, жужжат. Среди них есть варианты с щеточными и бесщеточными электромоторами: последние позволяют разгоняться до невероятных скоростей. Для новичков электромодели удобнее: аккумулятора хватает на 20-30 минут непрерывного драйва, никаких проблем «заводкой», а батареи можно брать про запас. Никакого выхлопа, калильных свечей, топлива и прочих физико-химических загрузов.

Но сердцу не прикажешь. Ну что эти электрожужжалки – меня взял за душу бензиновый Kyosho Mad Force Kruiser с калильным ДВС. Чего только стоит адреналиновый рык на холостых оборотах, а поддашь газку – из хромированной трубы ударит разъяренная струя выхлопных газов, окутывая тебя запахом, который обожает любой, чье детство прошло в гаражах. Эти модели неполиткорректны, злы и громогласны и потому ощущаются настоящими. Правда, опытные люди нашептали, что с их обслуживанием немало головняков, ибо нужно немного понимать в технике, иметь умелые руки и терпение, потому что даже пуск калильного двигателя – ритуал не для лентяев.

В тех дешевых моделях, с которых я начал рассказ, больше всего меня разочаровала нереальность физики. Они едут как тележки из супермаркета, плоско и пресно, оттого пресыщаешься ими довольно быстро.

Но тут другое дело! Когда наш монстр-трак встает на дозаправку, и «механики» снимают кузов, я не верю глазам. Здесь настоящие подвески с масляными амортизаторами, центробежное сцепление, трехступенчатая автоматическая (!) коробка передач, полный привод, дисковые тормоза и даже блокировки дифференциалов. Это уменьшенная копия настоящего автомобиля не только в смысле внешности, но с точки зрения техники. Полагаю, если вы сами или ваши дети планируют увлечься, допустим, автоспортом или автоконструированием, моделизм – идеальный способ сделать первый шаг.

Электрические модели имеют не менее интересную конструкцию: тут и многорычажные подвески, и регулируемые амортизаторы, и возможность менять углы установки колес, что является краеугольным камнем в настройке управляемости.

 

Соответственно, едут такие автомобили почти по-взрослому: кренятся в поворотах, четко маневрируют, демонстрируют недостаточную или избыточную поворачиваемость в зависимости от настроек и стиля управления. На бездорожье монстр-траки реализуют преимущества длинноходных подвесок и практически отсутствующих свесов: они могут забраться на бордюр размером с колесо или прыгнуть с трамплина на метровую высоту, приземлившись на все четыре колеса. Очень быстро тебя разбирает азарт, сможет ли «монстр» одолеть вон тот шлакоблок или промчаться вот по этой луже? Может! Правда, лишь в опытных руках.

Управление серьезными радиоуправляемыми моделями не сказать, что сложное, но требует навыка. С одной стороны, в отличие от дешевых моделек, руль, газ и тормоз здесь работают прогрессивно, а не по принципу выключателя. Это позволяет дозировать газ и угол поворота, а со временем и правильно тормозить. С другой стороны, очень непривычно управлять машиной, глядя на нее сверху и без помощи вестибулярного аппарата. Ну и главная проблема новичка – соображать, в какую сторону крутить «руль», если машина едет навстречу.

Учитывая, что масса некоторых моделей составляет порядка 5 кг, на большой скорости они представляют опасность для человека – прибить, не прибьет, но ушибить может. Поэтому новичкам лучше не увлекаться скоростью (хотя ой как хочется), а для начала прикататься. Я, например, наметил себе траекторию змейки между шишек, и попробовал проехать ее на электрическом GraveDigger: получилось, но не с первого раза. Вообще-то навык приходит достаточно быстро, и как только начинает получаться – засасывает по полной.

Российских условий машины не боятся: мы свободно гоняли по лужам, не обращая внимания на  дождь. Некоторые модели умеют плавать на огромных колесах, главное, не погружать корпус в воду полностью. Кузова сделаны из композитных материалов (лексан, углеволокно): на ощупь гибкие, как пластиковый стаканчик для пива, но при этом поразительно прочные.

Стоимость моделей вполне гуманна: допустим, понравившийся мне полноприводный нитрометановый монстр Kyosho Mad Force Kruiser в масштабе 1:8 стоит около 16 000 рублей – учитывая реализм конструкции, адекватная сумма. А если супруга будет возражать, пригрозите, что купите другую мужскую игрушку – квадроцикл за 800 тысяч. И она даст добро не только на базовую модель, но и полный тюнинг-кит.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
30 мая 2013 в 19:08

Спасибо! Увлекательно написано! Тоже захотелось на такую машинку взглянуть :)
Знаю теперь, что любимому сыночку на день рождения подарить. 28 лет детке исполняется, пускай поиграет :)))

Владимир
31 мая 2013 в 07:44

На фото машины выглядят реалистично, а в живую трясутся слишком сильно, видно что не настоящие. Хорошее хобби если время позволяет

Гость
30 мая 2013 в 21:37

Фото + видео - отлично!