23 мая четверг
СЕЙЧАС +13°С
  • 6 мая 2019

    Узнайте больше об авторах 63.RU! 

    Теперь на нашем сайте стали активны имена авторов публикаций. Кликнув на имя, вы сможете увидеть все материалы автора и информацию о нём. У каждого автора указана личная почта. 

    10 апреля 2019

    В мобильную версию добавили кнопку с комментариями

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на 63.RU в мобильной версии стало удобнее. Внизу каждого материала появилась закрепленная синяя кнопка с комментариями. Чтобы добавить свой отзыв, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    26 марта 2019

    Теперь можно делиться фоточками!

    Друзья, мы ввели новую функцию на сайте — теперь любой фотографией из материалов на сайте можно поделиться сразу в соцсетях, кликнув на значок справа внизу. Пока это работает только с компьютера. Но нет предела совершенству ;) Покажите друзьям самые яркие снимки!

    Еще

ПДД для бывалых: разбираем пункт правил, который чаще всего отправляет водителей в колонию

За безобидной формулировкой кроются тысячи водительских трагедий и спорных решений

Поделиться

Тормозной путь — основное свидетельство, что водитель перед ДТП тормозил. Но даже это не избавляет от ответственности

Фото: Евгений Емельдинов

В Правилах дорожного движения есть один пункт, за нарушение которого не предусмотрено даже штрафа. Но сформулирован он настолько искусно, что является самым популярным поводом для обвинения водителей в тяжёлых ДТП. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем правила, которые забываются сразу после автошколы. В конце — традиционный тест.

Сегодня мы говорим о пункте 10.1 ПДД, который относится к разделу «Скорость движения». Его точную формулировку вы найдете в конце. Первая часть этого пункта совсем безобидна: дескать, водитель должен соблюдать скоростной режим, что, в общем, и так понятно. 

Далее пункт призывает при выборе скорости учитывать не только лимиты, но и ещё несколько факторов, включая особенности и состояние автомобиля, погодные условия, видимость, интенсивность движения.

Ответственность с водителя снимается, когда он не просто соблюдал скоростные лимиты, но и учитывал актуальную обстановку, а также своевременно тормозил 

Фото: Олег Каргаполов

Но дальше — больше: при возникновении опасности водитель обязан принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки. В переводе на русский язык это означает: заметив опасность, в первую очередь нужно экстренно тормозить. 

Всё это звучит как набор плакатных советов вроде «Мойте руки перед едой». Проблема в том, что иллюзорная мягкость пункта 10.1 ПДД при разборе ДТП обретает железобетонную твердость. Он лишь кажется рекомендательным. 

Скажем, разбились два автомобиля, и один из водителей пеняет на состояние дороги: мол, скользкая, неровная, с колеёй. Но если эти условия известны заранее, и дорога была таковой на всём протяжении, водитель должен был выбирать безопасную скорость. Вот почему так сложно судиться с коммунальщиками из-за плохо очищенных дорог.

После ДТП многие озабочены тем, чтобы их скорость вписывалась в лимиты. В объяснительных водитель пишет, что двигался 55–58 км/час в населенном пункте, но это не избавляет от ответственности, если скорость не соответствовала условиям. Не получится сослаться на плохую видимость, неважные шины, «внезапность» смены сигнала светофора и так далее. Если снижение скорости позволяло избежать ДТП, то водителя могут обвинить в нарушении пункта 10.1 ПДД.

Характерная отметина на стекле говорит о тяжёлом ДТП с пешеходом. В этом случае нарушение пункта 10.1 ПДД исследуется практически всегда

Фото: ГИБДД

Не менее коварна и вторая часть этого пункта, которая требует вдохновенно тормозить, если возникла опасность.

Пусть этого и не прописано в явном виде, бить по тормозам нужно как можно быстрее. Насколько быстро? При разборе ДТП учитывается время реакции водителя и срабатывания тормозных механизмов, но если, например, водитель мялся и размышлял секунды три после обнаружения опасности, его могут признать виновным в нарушении пункта 10.1 ПДД. Среднее время реакции водителя принимается равным секунде, хотя оно зависит от условий. 

Много споров вызывают ситуации, в которых вместо (или вместе) с торможением водитель маневрировал. В явном виде п. 10.1 ПДД этого не запрещает, но если маневры повлекли другие разрушения, ответственность за них, скорее всего, возложат на маневрировавшего водителя. 

Очень популярный сценарий ДТП, в котором виновник остался, по сути, безнаказанным 
Видео: mezatone/Youtube

Например, со второстепенной дороги под вас выезжает автомобиль. Вы рефлекторно отворачиваете и бьете стоящие на обочине машины или улетаете в кювет. Есть шанс, что крайним окажетесь именно вы, потому что правила и не требовали от вас маневрировать. Точнее, пункт 8.1 ПДД разрешал маневрирование, если оно не создает помех и опасности.

Психологически очень сложно тормозить по прямой, когда совершенно ясно, что торможение не спасет. Поэтому логика здесь такая: если вы увернулись благополучно, победителей не судят. А вот если маневр (кроме самого торможения) спровоцировал новое ДТП, вас могут посчитать его виновником.

Пункт 10.1 ПДД часто используется при наездах на пешеходов. Даже если пешеход неправ и выскочил в неположенном месте, давить его хладнокровно правила не разрешают. Они требуют от водителя тормозить, и при разборе таких ДТП к вопросу подходят очень серьезно. Определяется момент обнаружения опасности, например, когда пешеход ступил на проезжую часть. Далее выясняются действия водителя. Если торможение началось позже интервала, который отводится на реакцию и срабатывание тормозных механизмов, считается, что водитель сделал недостаточно. И это — даже если пешеход в корне неправ.

За нарушение пункта 10.1 ПДД нет даже штрафа, ведь пока не случилось ДТП, контролировать его соблюдение практически невозможно. Да и после ДТП зачастую требуется автотехническая экспертиза. Самый популярный вопрос для нее: была ли у водителя техническая возможность избежать ДТП?

А главное коварство пункта 10.1 ПДД в том, что иногда он делает виновным того, кто вроде бы не является провокатором аварии. Идёт ли речь о брошенном на дороге шлакоблоке или невменяемом пешеходе, водитель несёт отдельную ответственность за то, чтобы затормозить быстро и сильно.

А теперь — небольшой тест.

Что из перечисленного не обязан учитывать водитель при выборе скорости движения?

  • Загроможденность обзора зданиямиПункт 10.1 ПДД обязывает учитывать видимость
  • КолейностьПункт 10.1 ПДД обязывает учитывать состояние дороги
  • Проблемы с рулевым управлениемПункт 10.1 ПДД обязывает учитывать состояние автомобиля
  • Учитывать нужно всёДа, особенность пункта 10.1 ПДД — его универсальность 

Обвинят ли водителя в наезде на нетрезвого пешехода, который лежал на проезжей части автомагистрали?

  • Нет, потому что это автомагистальВ любом случае водитель должен принять меры к тому, чтобы избежать аварии
  • Нет, потому что пешеход пьяныйВ любом случае водитель должен принять меры к тому, чтобы избежать аварии
  • Обвинят в любом случаеЕсли у водителя не было возможности вовремя обнаружить препятствие и остановиться, его могут оправдать
  • Обвинят, если не затормозил вовремяДа, от водителя требуют своевременного торможения в момент, когда он обнаружил опасность

Сколько примерно проезжает автомобиль на скорости 60 км/час за время реакции среднего водителя?

  • 2–3 метраВремя реакции составляет порядка 1 секунды, скорость 60 км/час эквивалентна 16,7 м/с. Ответ — 16–18 метров
  • 10–12 метровВремя реакции составляет порядка 1 секунды, скорость 60 км/час эквивалентна 16,7 м/с. Ответ — 16–18 метров
  • 16–18 метровВремя реакции составляет порядка 1 секунды, скорость 60 км/час эквивалентна 16,7 м/с. Ответ — 16–18 метров
  • 25–30 метровВремя реакции составляет порядка 1 секунды, скорость 60 км/час эквивалентна 16,7 м/с. Ответ — 16–18 метров

Можно ли обогнуть выехавший с прилегающей территории автомобиль по встречной полосе?

  • Да, в любом случаеНет, если это запрещено и тем более создает угрозы другим автомобилям, пешеходам, зданиям, правила предписывают тормозить
  • Если это не противоречит правилам и безопасноДа, в разрешенных ситуациях можно обогнуть, если это не создает угрозы другим. Но в любом случае нужно понимать, что ответственность за ДТП, случившееся из-за неудачного маневра, может лечь на вас
  • Нет, нужно бить по прямойВ первую очередь следует интенсивно тормозить. Если же объездной маневр разрешен и безопасен, правила не запрещают выполнять его, но вы несете ответственность за все последствия неудачного маневра

При езде в условиях тумана нужно выбирать скорость...

  • …не выше действующих лимитов
    Лимиты ограничивают верхний потолок скорости, но в туман определяющим фактором является видимость
  • …при которой тормозной путь не превышает видимостьТормозной путь не учитывает времени реакции водителя и срабатывания тормозных механизмов 
  • …при которой остановочный путь не превышает видимостьВерно, в отличие от тормозного пути, остановочный учитывает время реакции водителя и срабатывания тормозных механизмов

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто». 

Выдержки из ПДД

Пункт 10.1 ПДД. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Когда пункт 10.1 ПДД рулит

Напоследок — небольшая подборка ситуаций, при разборе которых пункт 10.1 ПДД играл значимую роль:

  1. Водитель сбил пешехода, но затормозил, по версии следствия, слишком поздно.
  2. Автомобиль налетел на отогнутый рельс безопасности, но дорожники переложили вину на него.
  3. Машина разбилась при наезде на плохо видимый дефект асфальта. Основной вопрос: мог ли водитель обнаружить опасность заранее?

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».