Бизнес Феликс Сандалов, основатель вебзина о пограничных культурных явлениях «КРОТ»: «Новые медиа – это разновидность игры»

Феликс Сандалов, основатель вебзина о пограничных культурных явлениях «КРОТ»: «Новые медиа – это разновидность игры»

В Самаре появилась открытая школа журналистики, где азам новых медиа жителей города обучают редакторы из Москвы. Запустил проект сайт о развлечениях «Большая Деревня». Первым коучем школы стал Феликс Сандалов – экс-редактор журнала «Афиша», основатель вебзина о пограничных культурных явлениях «КРОТ» и автор книги «Формейшен: история одной сцены». Под занавес образовательного сезона он рассказал, зачем учит самарских журналистов, как школа журналистики стала решением кадрового вопроса и почему новости про криминал и горящие сараи больше никому не нужны.

С какой целью вы приехали в Самару?

– Меня позвали помочь «Большой Деревне» наладить работу с авторами. Я несколько лет знаю Таню Симакову (издателя «Большой Деревни». – Прим. ред.), и читал сайт еще на его заре, так что грех было бы не согласиться поучаствовать в судьбе издания с близкой мне трэш-культурной повесткой. Мне интересно общаться и работать с людьми, которые делают новые медиа – тем более в Самаре. Ну и идея провести часть лета на Волге тоже, как оказалось, неплохая.

Вы сказали, что в Самаре делают новые медиа, что значит этот термин?

– У новых медиа есть несколько важных признаков, но в первую очередь, мы говорим об изданиях, которые отказались от позиции глобального авторитета и скорее предоставляют платформу для коммуникации вместо трансляции некой безусловной истины. Время, когда все переживающие трансформацию медиа начали яростно молиться на UGC – контент, который создают сами пользователи, – уже позади, но следы его остались. В середине двухтысячных в России многие порталы пытались поймать эту волну, например, таким был старый Look at Me. Но затем соцсети стремительно отняли UGC – с их миллиардной аудиторией тягаться невозможно – и теперь уже новые медиа подглядывают за тем, что происходит в «ВКонтакте» и в Facebook. Важен сам принцип, когда журналист смотрит на мир и свою аудиторию не сверху вниз, а на одном уровне с читателем, рассказывает о происходящем с доверительной интонацией, размывая границу между статьей и публикацией в блоге. Плюс всяческого рода интерактив: игры, тесты, опросы и так далее.

Зачем «Большой Деревне» школа журналистики?

– Затем, чтобы учиться! Ландшафт современных медиа меняется с шокирующей скоростью – и причины здесь не только экономические и политические, хотя и они тоже играют свою роль. В силу чисто технологических изменений форма подачи материалов претерпевает серьезные изменения, но вместе с тем хочется, чтобы стандарты качества тоже не списывались со счетов. Чтобы преподнести новые инструменты и напомнить про вечные ценности, и нужны такого рода мастер-классы. Вообще такие журналистские практикумы в России распространены меньше, чем хотелось бы. В Москве, Питере и еще нескольких городах есть школа фонда «Про арте», специализирующаяся на культурной журналистике. У «Кольты» своя школа гражданской журналистики, есть несколько программ у «Русского репортера». В случае «Большой Деревни» школа журналистики «Зеленка» – это хороший способ: а) познакомиться с авторами; б) дать им некие установки и познакомить с новыми тенденциями в журналистике; в) получить от них идеи материалов в качестве домашней работы и лучшие из них совместно довести до ума. По сути, это одно из решений кадрового вопроса, который в Самаре стоит остро.

Как строятся занятия? О чем вы читаете лекции?

– Если коротко – о том, как рассказывать истории. Какие способы повествования есть, в каких ситуациях они уместны, какие бывают интонации, какая оптика и так далее. Новые медиа в моем представлении – это разновидность игры, где есть свои правила, свое игровое поле, свои условности, и важно объяснить их сразу.

Тема первого занятия была заявлена как «Микроформаты – гироскутер журналистики». О чем речь?

– Микроформаты – явление, порожденное ускорением потребления информации и нашей погруженностью в социальные сети: это эксперименты, тесты, списки или листинги, игры, короткие фотоистории, видео с наложенными титрами. На производство таких материалов не требуется много времени и сил, и при этом они помогают усваивать более глубокую информацию. Когда небольшие материалы соседствуют с чем-то глобальным, то это хорошо. Если твой тест «Какой ты протез» расшарила тысяча людей, то еще несколько тысяч придут к тебе на сайт и захотят посмотреть, что есть рядом, и увидят серьезный материал о проблемах людей с ограниченными возможностями, то это, вполне возможно, что и неплохой выход в ситуации, когда время, которое люди готовы потратить на чтение чего-то отличного от ленты Facebook, сокращается. И неоспоримый факт в том, что эти форматы здорово работают. В рамках школы мы запустили тест, сделанный нашей ученицей, и сейчас у него больше пяти тысяч просмотров.

Чему за время школы вы сами научились у самарских журналистов?

– Для меня большое открытие, что в миллионнике может существовать сразу несколько городских изданий, которые умудряются конкурировать и при этом не оттаптывать друг другу ноги, занимают разные сферы и как-то монетизироваться, держать штат сотрудников и активно развиваться. Это действительно большое достижение, очень обнадеживающее.

Было интересно узнать, как в Самаре работают с городской идентичностью. Не все издания с этим справляются, но у «Большой Деревни», например, есть идея волжского гедонизма – это такой простой девиз, но по нему ясно, что отличает Самару от других городов. После месяца здесь я понял, насколько он точно и полно раскрывает состояние города летом.

Насколько новым медиа нужны новости, которые повышают уровень тревожности? Многие самарские СМИ выезжают за счет сообщений о криминале и пожарах.

– Сегодня, в 2016 году, это все уже не нужно. Из каждого угла и так шарашит поток, связанный с изменением мира не в лучшую сторону. Нашу тревожность поднимает все – начальство на работе, цены в магазине, ямы на дорогах. Зачем еще глубже погружать человека в состояние депрессии? Такие новости не дают ответа, что делать, и показывают лишь кусочек картины, из которого невозможно понять ситуацию в целом. Вот, например, падение самолета: читателей просто завораживает одномоментный факт гибели многих людей, но это очень нехитрая манипуляция чувствами. Ненависть и страх быстро впитываются. Многим людям достаточно прочесть гневный пост в блоге, и все – они заражаются чужими эмоциями. В постах популярных блогеров, если вы обратите внимание, зачастую вообще нет логических связей – просто поток «Заколебали, сколько можно», и чем более общие высказывания приводятся, тем легче себя с ними соотнести. Из-за отсутствия политической жизни в стране все это выливается в социальную напряженность, которая склоняет к бытовухе – люди начинают пить, бить родственников. Это порочный круг, из которого медиа надо вырываться, надо объяснять мир во всей его полноте, а не рисовать какие-то очень упрощенные модели.

Можно спрогнозировать, что будет с региональными медиа? Или что будет завтра, не знает никто?

– Я не сторонник глобализма и централизации, но думаю, что в будущем региональным медиа придется объединяться. Недавно «Афиша» проводила в Москве встречу шести ведущих региональных изданий, куда вошла «Большая Деревня». Не знаю, насколько там исполнили функцию объединения, но вектор задали верный.

Региональные медиа нуждаются в партнерских отношениях – это совсем не значит, что их нужно сливать в одно, речь об обмене опытом. Вообще москвацентризм – плохое явление, я за то, чтобы перенести столицу из Москвы. Нужно работать с утечкой мозгов из регионов и всячески ей препятствовать – на мой взгляд, у гипотетического альянса поволжских медиа есть все шансы повлиять на эту ситуацию.

Фото: Фото предоставлено редакцией «Большой Деревни»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления