Андрей Колесов — коммерческий директор региона «Поволжье» АО ЮниКредит Банк
Андрей Колесов — коммерческий директор региона «Поволжье» АО ЮниКредит Банк

 — Каким запросам клиентов должен соответствовать современный банк?

 — Клиенты хотят получить хорошее соотношение цены и качества, при том, что предложение должно быть простым и удобным в использовании. Во-первых, это доступное кредитование как для крупных клиентов, так и для малого и среднего бизнеса. Со своей стороны мы проводим внимательный анализ хозяйственной деятельности клиента независимо от его размера, чтобы предложить ту ставку, которая будет способствовать развитию бизнеса.

Во-вторых, услуги по расчетно-кассовому обслуживанию. Речь идет о затратах по открытию и ведению счетов, стоимости переводов и прочих услуг. Чтобы упростить клиенту задачу выбора и понимания его расходов, мы, например, используем пакетный подход. В таких предложениях заложены продукты, близкие к специфике того или иного бизнеса. Они позволяют компаниям избежать переплат и фиксировать реальные расходы на РКО.

 — Какая доля малого и среднего бизнеса выбирает пакетное обслуживание в банках?

 — Если говорить о ЮниКредит Банке, то в Самаре, как и в других регионах, на комплексное обслуживание ориентируется практически 100% клиентов. Даже базовый пакет обслуживания покрывает ключевые нужды небольших предприятий или индивидуальных предпринимателей: открытие и ведение счета, подключение к онлайн-программам. Обслуживание под ключ позволяет компаниям понимать свои расходы и экономить, в том числе в рамках регулярных акций и привилегий банка, которые направлены на новых и существующих клиентов.

Почти 100% клиентов из категории МСБ выбирают пакетное обслуживание в банках
Почти 100% клиентов из категории МСБ выбирают пакетное обслуживание в банках

 — Что касается предпринимателей, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность. Как обслуживающий банк может рационализировать их работу? Может ли клиент при этом сэкономить?

 — Это направление достаточно непростое для предпринимателей, оно подразумевает общение с иностранными контрагентами, таможенными органами, банками. При этом у кредитных организаций отмечается большое многообразие тарифов за услуги по обслуживанию внешнеэкономического направления.

Компании категории малого и среднего бизнеса не могут позволить себе большой штат юристов или таможенных брокеров, чтобы уследить за всем. Поэтому они нуждаются в пакетном предложении, которое позволило бы упростить взаимоотношения с банком и сэкономить.

Чтобы свести тарифы воедино, мы запустили акцию «Путевка в ВЭД» для новых и существующих клиентов. Вместо оплаты многочисленных комиссий клиент платит разовый взнос, после чего в течение года его затраты на ведение банковского контроля, внесение изменений в ведомости и их выдачу и прочее обнуляются.

При этом клиенты могут получить выгоду не только прямо, но и косвенно. В том числе благодаря нашей системе раннего информирования клиентов о критичных сроках при ведении внешнеэкономической деятельности, за нарушение которых предпринимателей могут привлечь по штрафным санкциям. При приближении критичного срока банк информирует об этом клиента. Кроме того, мы постоянно проводим индивидуальные и групповые консультации по теме ВЭД в самарском офисе, где наши сотрудники отвечают на вопросы. Они рассчитаны не только на действующих клиентов, но и на всех интересующихся.

 — Какие этапы взаимодействия с клиентами можно перевести полностью в онлайн-режим?

 — Всё зависит от желания и настроя клиента, потому что банки для этого предоставляют все возможности. Например, отделение ЮниКредит Банка можно посетить всего два раза. Первый — чтобы подать сведения, необходимые для открытия счета. Второй — чтобы подписать документы, подключить пакетные предложения и дистанционные сервисы. После этого можно забыть дорогу в офис, потому что онлайн-система «Банк-Клиент» позволяет удаленно проводить платежи, получать выписки, перечислять зарплату, конвертировать валюту и общаться с представителями банка.

Единственное направление, которое требует от клиента лично посещать банк — это работа с наличными. Но и в этом случае потребность ехать в отделение сводится к минимуму. Например, в зарплатных проектах можно избежать необходимости обращаться в кассу, перечисляя деньги на карты сотрудников. Также есть корпоративные карты: благодаря им компаниям не нужно получать наличные средства на хозяйственные или командировочные расходы. А услуги эквайринга минимизируют потребность в инкассации.

Терминалы оплаты — один из способов свести к нулю оффлайн-общение с банком
Терминалы оплаты — один из способов свести к нулю оффлайн-общение с банком

 — В продолжение темы зарплатных проектов: на что следует обратить внимание коммерческой организации при заключении такого договора с банком?

 — Долгое время зарплатный проект для компаний был лишь альтернативным средством выдачи наличных средств. С его помощью работодатели пытались сэкономить время и деньги: не нужно заказывать средства в банке, выдавать их кассиру, раздавать сотрудникам.

Сейчас всё изменилось. С точки зрения экономии большинство банков отказались от взимания комиссионного вознаграждения за перечисление средств на счета и выпуск карт. Данные моменты и для нашего банка уже давно в прошлом. Вторая тенденция — предложения банков позволяют компаниям дополнительно мотивировать сотрудников. Например, в ЮниКредит Банке все зарплатные карты предусматривают ежемесячный кешбэк (возврат части средств от покупок на карты). Он варьируется от 1% по базовым картам до 10% на некоторые операции по картам «Прайм». Это отличное дополнение к корпоративной мотивации клиентов: руководитель может выдавать карты с повышенным кешбэком и другими привилегиями особенно отличившимся и ценным сотрудникам. По зарплатным картам не взимается комиссия за СМС-оповещение. Кроме того, есть льготы при кредитовании и размещении депозитов.

Зарплатные карты экономят время и средства владельцев бизнеса
Зарплатные карты экономят время и средства владельцев бизнеса

 — Банки стали активно делиться собственной экспертизой с клиентами. Насколько это целесообразно для кредитных организаций? Какую выгоду при этом получают клиенты?

 — Действительно, это тенденция последнего времени. Мы регулярно проводим собственные семинары для клиентов по актуальным темам, участвуем в мероприятиях наших партнеров — компаний, которые работают в сфере IT и бухгалтерии, юридического сопровождения, с таможенными брокерами, с компаниями, которые занимаются обслуживанием кассовой техники. Так мы стараемся повышать экономическую и профессиональную грамотность клиентов, расширять кругозор. На фоне общих интересов мы приобретаем новых клиентов, они приобретают возможность выгодно получить услуги, а также ответы на вопросы.

 — Как клиенту из категории малого и среднего бизнеса не ошибиться в выборе банка, учитывая нестабильную экономическую ситуацию и многообразие действующих кредитных организаций?

 — В сложившейся ситуации важно понимать, что является гарантом надежности банка. Во-первых, клиент должен знать, кто собственники или акционеры кредитной организации. Второй момент — это рейтинги надежности. Ознакомиться с ними проще, чем кажется. Достаточно вбить в строку браузера запрос, и он выдаст соответствующие результаты — оценки агентств, которым можно доверять. ЮниКредит Банк в свою очередь является крупнейшим российских банком с иностранным капиталом, занимая 8-е место в рейтинге Интерфакс по итогам 1-го квартала 2018 года, а также второй год подряд на 2-м месте в рейтинге надежности Forbes.

Также следует обратить внимание на показатели финансовых результатов, то есть величину ежегодной прибыли. Это касается не только банков, но и любой коммерческой организации. Финансовый результат — показатель качества работы менеджмента, управления рисками, эффективности стратегии, стабильности. Любой бизнес-проект не работает без получения прибыли, иначе это поставит его существование под угрозу. И если банк предлагает клиентам взаимодействовать по принципу «всё бесплатно», при этом обещая дорого привлекать деньги, — это повод задуматься. Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.