Записки молодой жены: как я вела домашнюю бухгалтерию

Планирование семейного бюджета – дело хлопотное, а главное, требующее невероятной самодисциплины и усидчивости. Чуть больше года назад я взялась за эту ответственную миссию, решив во что бы то ни стало отследить все денежные потоки и узнать, куда утекает

Поделиться

Планирование семейного бюджета – дело хлопотное, а главное, требующее невероятной самодисциплины и усидчивости. Чуть больше года назад я взялась за эту ответственную миссию, решив во что бы то ни стало отследить все денежные потоки и узнать, куда утекает заработок. Признаюсь честно, испробовала разные способы контроля личных финансов и получила довольно любопытный опыт, которым и хочу поделиться.

Сначала я пыталась проанализировать основные статьи расходов бюджета моей семьи и найти оптимальную модель финансового планирования. За прошедший год отношение к собственным деньгам, впрочем, как и к их расходованию, кардинально изменилось. Оказались полезными и советы знакомых и их житейские истории. Во многом они были похожи: завести электронную таблицу или на худой конец тетрадку, куда систематически вносить все доходы, расходы, высчитывать остаток. Так как большую часть дня я провожу за компьютером, вариант с таблицей мне понравился больше. Но обо всем по порядку.

«Домашний бюджет»

Эта первая программа для учета личных расходов, которую я скачала в Интернете. Долго испытывала пробную версию, которая, конечно же, отличалась ограниченным функционалом и была рассчитана всего на месяц. Мне пришлось несколько вечеров подряд провести за детализацией собственных трат и выяснением возможных источников доходов (постоянных и временных). Кроме того, я никак не могла определить, в какую категорию записать ту или иную трату. Создав графу «Аптека», я долго думала, относятся ли к ней, например, покупка зубной пасты или шампуня, ведь по факту эти вещи я приобретаю именно там. Логика же подсказывала, что с аптекой стоит связать только траты на лечение. В итоге у меня образовалось непомерное количество колонок, так что я окончательно запуталась, что и куда надо вносить.
Тестировочный месяц подходил к концу, а за дальнейшее использование данной программы, как это обычно принято, пришлось бы платить. Но так как особого восторга «Домашняя бухгалтерия» не вызвала, я решила от нее отказаться и продолжить поиски.

DomEсonom

Первое время DomEсonom (DE) очень радовала меня: в отличие от других программ, которые можно скачать либо в пробной, либо в ограниченной версиях, она размещена в сети бесплатно и имеет ряд преимуществ. Во-первых, вносить изменения можно с любого компьютера, а также с мобильного телефона. Главное – наличие Интернета. Во-вторых, программа позволяет не только фиксировать все доходы и расходы, но и по желанию пользователя составляет занимательные графики и таблицы за отчетный период. Можно увидеть процентную разбивку по всем тратам, а также остаток средств. Кроме того, в данной программе предусмотрено планирование расходов на будущий месяц. На мой взгляд, DE подойдет каждой семье, с любым способом формирования семейного бюджета, будь то общая «копилка» или жизнь «на два кошелька».

Дело в том, что программа позволяет создавать неограниченное количество счетов, с которых будут списываться определенные траты. К примеру, с финансового счета «Зарплата жены» по желанию пользователя будут вычитаться только коммунальные расходы, питание и оплата детского сада, а из «Зарплаты мужа» – автокредит и ипотека. Для нашей семьи, живущей по принципу «общего котла», я создала только две графы: «Наличные» и «Деньги на карте». Получить детальный анализ по итогам месяца может помешать только собственная лень: нелегко ежедневно фиксировать все траты, а также постоянно напоминать мужу о том, что из магазина он должен принести не только продукты, но и товарный чек. Не буду скрывать, мужа такие «напоминалки» мало радовали – его забывчивость оборачивалась необходимостью вспоминать, за сколько и что он купил. К тому же, стало сложнее ходить на продовольственный рынок – там то чеки уж точно никто не выдаст.

Благодаря графикам и таблицам, составленным в программе, я наглядно увидела, куда же утекают наши деньги. И, честно признаюсь, была поражена, сколько совершенно ненужных и спонтанных трат мы совершаем. Даже стыдно стало от итоговой суммы в графах «Косметика», «Обеды вне дома» и «Такси» – все эти траты явно нуждались в корректировках. Зато порадовала статья «Степаша», куда вносились все расходы на кота. Оказалось, что при всей моей любви в питомцу, ежемесячно на него уходило не так уж и много.

Спустя несколько месяцев я наконец-то почувствовала положительные результаты финансового планирования и смогла отложить первые свободные средства в копилку. Таким образом без особых усилий мы накопили на летний отдых, а отпускные стали чудным подспорьем до следующей зарплаты.

Впрочем, я недолго радовалась удобствам программы. Однажды я так и не смогла зайти в DE – ни смена пароля, ни обращение в техподдержку не помогли. И вся моя многомесячная работа пошла насмарку. Данные были безвозвратно потеряны, а программа так и не восстановилась. В общем, я сильно расстроилась и бросила это дело.

Заветная тетрадка

Отказавшись от электронной бухгалтерии, я вновь вернулась к элементарному уровню контроля личных финансов. Однако это не была традиционная форма тотального контроля за всеми, даже копеечными, расходами. В тетради я составила годовой план с обязательными платежами по каждому месяцу: внесла памятные даты (дни рождения, годовщину свадьбы и др.), плату за ОСАГО, налог на транспорт, техосмотр и другие расходы. Такая таблица помогает мне распределить средства рационально, не забыв о каком-то обязательном платеже.

Теперь, получая зарплату, я в первую очередь откладываю деньги на те самые нужды из тетрадки и только после этого расписываю остальные траты. Также я фиксирую крупные расходы и не забываю о пополнении неприкосновенного запаса и копилки.

NZ и конвертики

Эта привычка, выработанная за последний год, также подсказана мудрыми друзьями, хотя я слегка ее модернизировала. У меня есть два конверта – «NZ» и «Копилка». Как правило, получая зарплату, мы с мужем складываем деньги в общую кучку и откладываем 20% в два конверта, причем, как правило в «NZ» уходит 1/3 отложенной суммы, а остальное – в «Копилку».

Деньги в «Копилке» могут храниться несколько месяцев – до первой крупной покупки. К примеру, когда «внезапно» наступает зима, и нужно срочно купить теплую обувь или куртку, можно легко воспользоваться этими сбережениями. Выручает «Копилка» и тогда, когда кто-то внезапно заболел. Меня же конверт-копилка особенно выручила, когда в один прекрасный день наш старый холодильник ушел на заслуженный отдых. Даже мастер из ремонтной службы оказался бессилен. Согласитесь, не имея дополнительных сбережений, трудно вот так в один день отдать больше 15 тысяч на новую технику.

Пластиковые карты и разумные траты

Недавно поймала себя на мысли, что при всем удобстве безналичных расчетов держать деньги на пластиковой карте не очень рационально. Особенно неудобно, когда таких карт несколько. У меня их три: зарплатная, университетская (для получения стипендии) и личная (это банк, который я выбрала самостоятельно для хранения сбережений и оплаты коммунальных услуг и связи). В итоге все деньги растекаются по этим картам и контролировать общую сумму довольно сложно.

К тому же, рассчитываясь наличкой, я невольно задумываюсь, действительно ли мне стоит покупать что-либо или с этой тратой можно повременить. С карты же средства утекают гораздо быстрее – тут расплатился, там расплатился и счет внезапно оказывается пустым. Конечно, это чистой воды психология, но я привыкла доверять своим ощущениям. И если наличные деньги делают меня более ответственной, значит, карту надо использовать только в экстренных случаях. Конечно, это не общее правило, но для меня такой подход актуален.

Нечаянная радость

И вновь психология. Каждый работающий человек так или иначе сталкивается с изменениями уровня ежемесячного заработка – премии, бонусы, надбавки за выполнение плана и другое. Когда мой доход внезапно увеличивается на n-ную сумму, я не спешу тратить эти деньги – они также отправляются в те самые два конверта, о которых было написано выше. И в следующем месяце, расписывая предполагаемые доходы и расходы, я не учитываю возможные премии и бонусы. Так легче смириться с их отсутствием, но если руководство все-таки решит поощрить меня финансово – это только порадует.

В общем-то, я не особо дотошный в отношении финансов человек – мне также свойственны спонтанные траты и всевозможные «хотелки», нашу семью не обходят внезапные радости и печали, сопряженные с большими расходами. Но желание навести порядок в собственном кошельке не исчезает. За то время, что я стараюсь эффективно управлять собственным семейным бюджетом, конечно, я многому научилась. И теперь хочу испытать на себе мастерство консультантов, предлагающих услуги персонального финансового планирования. Посмотрим, действительно ли это необходимая услуга и может ли посторонний человек помочь мне разобраться в том, как тратить и инвестировать мои финансы.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!