Бизнес Что не так с нынешними абитуриентами?

Что не так с нынешними абитуриентами?

В четверг, 27 июня, в пресс-центре информационно-делового портала 63.ru состоялось заседание круглого стола на тему: «Высшее образование – кто и как готовит профессионалов?». В нем приняли участие представители крупнейших вузов Самары, таких как Самарский государственный экономический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный медицинский университет, Самарский государственный университет путей сообщения, Самарская гуманитарная академия, Самарская академия государственного и муниципального управления, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарский институт управления, Поволжский институт бизнеса, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самарский институт Российского торгово-экономического университета, а также представители таких крупных предприятий области как ОАО «ЕПК Самара», ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Авиаагрегат».

Участники заседания обсудили проблему выбора вузов абитуриентами, причины ухудшения качества школьного образования, а также перспективы создания федерального университета.

Создание федерального университета – нужно ли оно Самаре?

Еще в начале года губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил о том, что в Самаре, возможно, появится федеральный университет. Планировалось, что он будет создан на базе СамГУ. Однако в случае, если решение будет поддержано федеральными властями, предстоит определиться с моделью нового вуза, поскольку обычная схема – когда в одну структуру объединяют несколько вузов – показала себя неэффективной. На деле получалось, что слабые вузы в связке с сильными не дают последним развиваться.

«В целом это хорошая идея губернатора, – считает ректор СГЭУ, бывший министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев. – Она продиктована необходимостью повышения роли университетского образования и условиями социально-экономического развития губернии. Но при этом есть ряд вопросов. В стране уже есть примеры, когда было произведено просто механическое объединение вузов, и это не дало должного эффекта. Поэтому федеральный университет должен быть иного типа. Он должен осуществлять обучение тем специальностям, которых нет в других вузах. При этом возможно привлечение кадров из ведущих вузов мира. Только в этом случае мы сделаем скачок вперед».

При этом участники круглого стола признали, что привлечь зарубежных специалистов будет сложно, поскольку регион вряд ли сможет обеспечить им комфортные условия для проживания и работы. В остальном же собеседники согласились с бывшим министром. В частности, сейчас перед многими техническими и экономическими вузами встала проблема переизбытка специалистов данного профиля на рынке труда. Поэтому одним из решений вопроса может стать объединение вузов с дублирующимися специальностями.

«Я считаю, что если и создавать федеральный университет, то только на новой базе. Если объединить какие-то вузы под одну крышу, то вряд ли мы добъемся положительных результатов, – уверен ответственный секретарь приемной комиссии СГАУ Сергей Горяинов. – При этом самым сложным будет объединить коллективы. В любом случае, по мнению большинства экспертов, создание федерального университета повысит качество образования в регионе».

«Я не разделяю всеобщего пафоса, – заявил ректор Самарской академии государственного и муниципального управления Валерий Семенычев. – Я преподаю 40 лет и могу сказать, что качество образования у нас ухудшается с каждым годом. Вот, к примеру, Испания отказалась от ЕГЭ, они поняли, что это шаг назад, молодцы. Должен быть строгий отбор и преподавателей, и абитуриентов. Если у нас даже не будет федерального университета, нам необходимо формировать научную школу, а не радоваться растущему число вузов».

«Условия нам диктует экономика и вопросы финансов, – выступил проректор по учебной части Самарского государственного университета путей сообщения Владимир Покацкий. – Нам, с одной стороны, легче – у нас мощная поддержка РЖД. Но мы выпускаем 20 000 специалистов, а потребность РЖД – менее 2000. Поэтому нам нужно объединяться с федеральным вузом».

По мнению участников круглого стола, стоит с особой строгостью подходить к выбору преподавательского состава в высших учебных заведениях. В критерии должны входить наличие научных публикаций, индекс цитирования, общедоступное портфолио. Кроме того, педагоги должны заниматься наукой, иначе образование превращается в имитацию науки.

«Говорят, что у нас избыток юристов и экономистов. Ничего подобного! У нас избыток дипломов, а не специалистов, – считает Габибулла Хасаев. – В этом году мы повысили проходной балл по ЕГЭ. Мы ориентируемся на качественный прием. Мы не снизили цену обучения: для того, чтобы создать лабораторию и кабинеты, нужны ресурсы. Я не понимаю логики, когда некоторые вузы снижают стоимость в два раза. Это всего лишь недобросовестная конкуренция. И мы за счет повышения балла, возможно, недополучим студентов, но такие действия поддерживаются министерством образования – наш вуз получил на 30% больше бюджетных на экономические специальности».

Наши вузы в мировом рейтинге: реальность или утопия?

Согласно задачам, поставленным правительством РФ перед ведущими вузами страны, к 2020 году как минимум пять российских образовательных учреждений должны войти в топ-100 мировых высших школ. Насколько это возможно? Тут мнения участников круглого стола разделились.

«Да, это сложная проблема, – считает заведующая кафедрой анатомии человека Галина Суворина. – Ведь планка должна быть очень высока. Но я уверена, что наш вуз достоин такого. Еще в 2006 году Котельников нам поставил задачу ввести инновации во всех сферах. Сейчас у нас инновационное развитие и науки, и образования, и лечения. Пару месяцев назад мы вошли в десятку медицинских вузов России, где будут развиваться прикладные программы».

Однако многие собеседники заявили, что российским вузам выполнить эти задачи не под силу. Для того, чтобы попасть в этот рейтинг, вуз должен удовлетворять ряду критериев. Например, в нем должно быть определенное количество иностранных преподавателей. Кроме того, существует и минимальный показатель объема финансирования. Также не стоит упускать из внимания тот факт, что в то время как российские вузы будут улучшать показатели, иностранные высшие школы также продолжат развиваться и повышать свой уровень.

Влияет ли ЕГЭ на уровень образования абитуриентов?

Многие специалисты из области российского образования до сих пор негативно относятся к ЕГЭ. По их мнению, единый госэкзамен в школах значительно снижает уровень подготовки выпускников к высшему образованию. Поэтому приходится заботиться о качестве образования с помощью особых методов.

«Нам приходится поднимать проходной балл в нашем аэрокосмическом университете, – говорит Сергей Горяинов. – Потому что идет огромный темп роста выпускников. Нужно поднимать качество образования, потому что на многих предприятиях встает проблема кадров. При этом качество абитуриентов падает с каждым годом. Проблема в том, что в школе их «натаскивают» на ЕГЭ и не дают никаких знаний».

Тот же процесс проходит и в медицинском университете – там планку подняли до 50 баллов. Но не все согласны с такой стратегией. «Да, нам говорят: «Повысьте баллы». Но тут встает вопрос: что будет с сиротами и инвалидами? Двери вузов для них закроются», – считает проректор по заочному обучению и дополнительному образованию ПГСГА Алексей Щелков. Ему оппонировала Галина Суворина: «Вы знаете, я не хочу никого обидеть, но из своего опыта могу сказать, что зачастую у этих детей иждивенческие настроения. Они не хотят учиться. Кто потом захочет пойти к такому врачу?».

Как удержать абитуриентов в Самаре?

Одна из проблем Самары – это потеря способных абитуриентов, которые имея высокие баллы по ЕГЭ, уезжают учиться в столичные вузы. И не только потому, что в московских и питерских университетах выше качество обучения, но и из-за статуса этих городов.

«Наша ошибка в том, что мы неправильно формируем образ перспектив нашего региона. Надо в школах рассказывать о будущих крупных проектах области, о будущих рабочих местах, о том, что надо учиться, чтобы получить хорошие места. Один из факторов, влияющих на отток выпускников, тот, что сейчас большинство семей имеют 1-2 детей. И родители ориентируют своих детей учиться в больших городах. Тут, пожалуй, нужен большой труд со стороны работодателей. Необходимо, чтобы они ходили по школам, выступали, рассказывали о своих предприятиях», – считает Габибулла Хасаев.

Профориентацией школьников занимаются не все, но многие крупные предприятия области вводят специальные программы для набора кадров. «Взаимодействие со школами – важный компонент нашей работы, – говорит и. о. начальника отдела по развитию персонала ОАО «Самаранефтегаз» Наталья Мартьянова. – «Роснефть» много рассказывает о своих успехах школьникам. Но проблема в том, что в основном «Самаранефтегаз» добывает нефть в Отрадном, Безенчуке, Похвистнево. В этих районах у нас работает программа профориентаци. Но школьники, которым актуально идти получать те специальности, которые востребованы в их родных городах и поселках, поступают в те вузы, где иногородним предоставляются общежития».

По словам работодателей, оборудование на заводах и фабриках сейчас настолько модернизировано, что выпускников школ предупреждают: прежде чем получить «беловоротничковую» должность, придется постоять у станка, даже имея высшее образование. Требования к будущим специалистам у работодателей высоки: ребята должны быть конкурентоустойчивыми и иметь высокий средний балл.

Фото: Видео Андрея СЁМОЧКИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления