Все новости
Все новости

«Спрос — не срок, не обнулится»: эксперты — о том, как бизнесу адаптироваться к пандемии коронавируса

Сегодня важно уметь мыслить и днями, и десятилетиями

Мы узнали, какой бизнес вынесет удар пандемии

Поделиться

Первый удар от пандемии приняли на себя две сферы: здравоохранение и частный бизнес. Первые готовятся к наплыву пациентов, вторые — к переформатированию. Мы задали экспертам разных профилей очевидный вопрос: как выживать бизнесу? Например, нужно ли сокращать персонал и прятаться в онлайн? Через все диалоги красной линией прослеживается совет: меняйте бизнес-мышление, потому что пандемия и её последствия изменят мир навсегда.

Ваши амбициозные планы устарели


Нерабочая неделя и ужесточающийся карантин уже нанесли удар по бизнесу. Директор бизнес-школы Виталий Ашмарин считает, что в таких условиях нужно реагировать быстро:

— Первое — законсервировать капиталовложения и НИОКР-работы, в общем, всю деятельность с прицелом на длинную перспективу, — считает он. — Второе — необходимо «выходить в кеш», то есть иметь либо деньги на счетах, либо наличными, сокращая активы. Сотрудников необходимо переводить на удалённую работу с минимизацией оплаты труда.

Он подчёркивает, что модная сейчас тема с онлайн-доставкой и прочими IT-заменителями — это неплохо, но годится далеко не для всех сфер.

— Главная головная боль сейчас — что делать с реальным производством? — обозначает он главный вопрос, ответа на который пока нет.

Для предприятий, которые не могут изолировать сотрудников из-за непрерывного цикла работы, эксперты советуют принять максимум усилий ради безопасности персонала: обеспечить средствами защиты (маски, очки, санитайзеры), исключить лишние контакты, организовать транспорт и так далее.

Сокращения будут, но не тотальные


Торможение деловой активности, карантин и необходимость платить зарплату в нерабочие дни создают все условия, чтобы работодатель задумался о сокращении штата. Впрочем, далеко не все эксперты разделяют мнение, что это превратится в тенденцию:

— Нет, речи о массовых сокращениях не идёт: нужно спасать экономику, спасать страну, как бы это пафосно ни звучало, — считает аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Кадры — это основной капитал, а последствия кризиса непредсказуемы, поэтому на данном этапе необходимо принять меры к сохранению штата, иначе потом не с кем будет возобновлять работу.

Эксперты советуют сделать все, чтобы сохранить штат. Иначе после кризиса работать будет не с кем

Эксперты советуют сделать все, чтобы сохранить штат. Иначе после кризиса работать будет не с кем

Поделиться

— Оптимизация штата частного бизнеса — это процесс, который идёт ещё с прошлого кризиса 2008–2009 годов, так что у многих предприятий уже нет избыточного персонала, — говорит экономист Константин Юрченко. — Такой персонал, вероятно, есть у госструктур, но пойдёт ли государство на его сокращение? А для частного бизнеса основной риск — это закрытие, а не массовые сокращения, потому что сокращать, по большому счёту, некого.

Перевод сотрудников на удалённую работу, где это возможно, эксперты считают целесообразным. Кроме того, удалёнка в некоторых случаях означает повышение эффективности работника: например, он меньше времени тратит на дорогу и меньше отвлекается на типичные офисные раздражители: разговоры с коллегами, перекуры и прокрастинацию.

— Иногда сотрудник вынужден работать дома даже более интенсивно, чем в офисе, ведь ему нужно показать начальству свою эффективность: он, грубо говоря, чаю выпить боится, чтобы не пропустить сообщение или задание, — добавляет специалист по кадрам Елена Белова.

Всем шить маски?


Стоит обратить внимание и на огромный спрос, возникший в ряде областей.

— Ситуация для всех неожиданная, и большинством людей сейчас владеет природный страх, а потому растёт спрос на товары, связанные с безопасностью: это маски, моющие средства, другие средства защиты, — считает директор департамента политологии и социологии УрФУ Анатолий Меренков.

Некоторые предприятия могут пойти на такую «диверсификацию» бизнеса, например, модельер из Екатеринбурга организовал пошив масок, а Tesla и ряд других автомобильных компаний, включая команды «Формулы 1», перешли на выпуск аппаратов ИВЛ, дефицит которых растёт с каждым днём.

Виталий Ашмарин советует бизнесменам, готовым к выпуску «экстренных» товаров, обратиться к местным властям с инициативой, поскольку такие начинания поддерживают в том числе за счёт госфинансирования.

Готовы шить маски? Скажите об этом властям

Готовы шить маски? Скажите об этом властям

Поделиться

Анатолий Меренков уверен, что, хотя тренд кажется кратковременным, если смотреть шире, он продолжится и с окончанием пандемии. Например, готовность носить маски в крупных городах иногда сохраняется ради защиты от смога.

— Страх остаётся в памяти надолго, поэтому даже после спада заболеваемости у людей сохранятся многие привычки, например, недоверие к большим компаниям людей, нежелание ехать куда-то далеко. Это может спровоцировать спрос в ряде областей, например, на загородную недвижимость в своём регионе, чтобы отдыхать дома и с наименьшими рисками, — считает Анатолий Меренков.

Онлайн-услуги победят, хотя не сразу


Все эксперты отмечают рост спроса на онлайн-сервисы, например, телеконференции, дистанционное обучение, службы интернет-доставки и тому подобное. Все считают, что этот тренд может закрепиться. Но специалисты призывают не переоценивать этот тренд.

Онлайн победит оффлайн. Или нет?

Онлайн победит оффлайн. Или нет?

Поделиться

— Естественно, перевести в онлайн можно не всё, но, главное, за время карантина люди устанут от онлайна, и когда ситуация нормализуется, они рванут в оффлайн, — считает экономист Константин Юрченко. — Разговоры о том, что онлайн окончательно победит, идут ещё с 90-х годов, но этого не произошло: мы помним, например, пресловутый кризис доткомов, спровоцированный переоценкой онлайн-возможностей мира. Менять деньги на товар лично — это глубоко в натуре человека.

Бизнес-эксперт Виталий Ашмарин в свою очередь считает, что, несмотря на высокий спрос на онлайн-услуги, он не всегда монетизируется:

— Да, в условиях карантина люди хотят онлайн-развлечений и обучающих сервисов, но проблема в том, что далеко не все готовы за них платить, — объясняет он. — И сегодня мы видим, что крупные площадки открывают бесплатный доступ к своему контенту в надежде сохранить эту аудиторию в последующем.

Спрос сохранится, но станет «дешевле»


Экономист Константин Юрченко считает, что спрос не может обнулиться, он просто сместится в область более дешёвых товаров.

— Да, в ущерб качеству, но таковы приметы времени: в случае многих товаров мы не можем отказаться от потребления, но можем снизить запросы по качеству, — считает он.

При этом возможности для такого «срезания жирка» уже отчасти исчерпаны после кризиса 2014–2015 годов.

— Уже тогда многие компании оптимизировали, что могли, и снижали себестоимость, поэтому резерв здесь не бесконечный, — поясняет эксперт.

Меняйте бизнес-сознание полностью


Коронавирусный кризис до сих пор воспринимается многими как временное неудобство, неприятное, но скоротечное. Эксперты предостерегают от такого оптимизма, поскольку, даже если пандемия «уложится» в несколько месяцев, её последствия будут ощущаться гораздо дольше. И, возможно, приведут к радикальному изменению бизнес-подходов.

— Последние 150 лет экономика развивалась в рамках определённой капиталистической парадигмы, одной из черт которой было перепроизводство: мы пришли к ситуации, когда больше усилий тратится на то, чтобы продвинуть товар, а не произвести, — рассуждает аналитик «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Было ясно, что эта модель неэффективна, и кризисы часто являются триггерами перемен, которые кардинально меняют все подходы и создают новую реальность.

Эксперт не исключает, что бизнес-процессы будущего будут больше завязаны на планирование, в том числе государственное.

Даже продукты питания в будущем могут производить исключительно под заказ

Даже продукты питания в будущем могут производить исключительно под заказ

Поделиться

— Производство под заказ используется уже сейчас: началось всё с яхт и самолётов, перешло на автомобили, но скоро, вероятно, такой подход используют и в других сферах, вплоть до производства молока и колбасы, — считает Алексей Коренев. — Сейчас же мы видим магазины, заваленные однотипными товарами с небольшим сроком годности, изрядная часть которых потом просто утилизируется.

Пользу онлайн-технологий эксперт видит не только в возможности удалённой работы, но и в более точечном подходе:

— Даже если через 4–6 месяцев с пандемией удастся справиться, думающие бизнесмены извлекут уроки и адаптируются к новой реальности, в которой нужно будет работать прицельно под запросы конкретного клиента.

Алексей Коренев не исключает также усиления импортозамещения, причём касается это не только России, но мира в целом: нынешний кризис показал рискованность интернациональных производственных цепочек.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter