28 ноября суббота
СЕЙЧАС -5°С

«Первым покупателем стал Дмитрий Азаров»: как жительница Самары превратила одежду в сувениры

Студенческий стартап перерос в бренд костюмов-конструкторов

Поделиться

«Губернатор купил футболку за 1000 рублей. Со скидкой»

«Губернатор купил футболку за 1000 рублей. Со скидкой»

Поделиться

Бренд «Самара — город-курорт» существует около 5 лет. Своими майками и толстовками 23-летняя Анна Райку покорила не только жителей области. 63.RU поговорил с дизайнером и узнал, как студенческий стартап с 60 футболками перерос в собственный бизнес.

Стартовый капитал — 60 футболок

Все товары Анна продаёт вместе с мужем Виталием

Все товары Анна продаёт вместе с мужем Виталием

Поделиться

Точной отсчёта для бренда «Самара — город-курорт» Анна считает первый фестиваль набережных «Волгафест», который прошёл в 2017 году.

— Во время учёбы в СамГТУ у меня уже был бренд одежды «Политех», и я её продавала. В какой-то момент у меня остались лишние футболки и толстовки. Но я опасалась, что если снова напечатаю что-то связанное с университетом, то не продам их, — рассказала Анна.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Тогда девушка решила создать новый бренд. Остатки одежды из «Политеха» и стали её стартовым капиталом.

Как раз в это время в Самаре организаторы «Волгафеста» искали участников для торговой площадки. И Анна вместе с мужем решили присоединиться.

— Логотип разрабатывали мы втроем — я, мой муж Виталий и дизайнер. Мы вдохновлялись уже существующим брендом «Запорожец». Нам тоже хотелось сделать что-то своё, аутентичное, для простых людей, — пояснила девушка.

«Запорожец» — бренд повседневной одежды и аксессуаров с ретро-принтами. Тематика рисунков отсылает как к советским плакатам, кинофильмам, афишам, пионерским лагерям и курортам, детским книгам, маркам, узорам и орнаментам, так и к старым компьютерным играм («Утиная охота»), первым ресторанам McDonalds и автомобилю «Запорожец».

По словам Анны, над идеей для названия она думала недолго. Основной предпосылкой был приближающийся чемпионат мира по футболу 2018 года. Те изменения, которые происходили в городе за год до мундиаля, и открывающиеся перспективы и подтолкнули её назвать свою новую линейку одежды «Самара — город-курорт».

В маркетах Анна участвовала даже будучи беременной

В маркетах Анна участвовала даже будучи беременной

Поделиться

Первыми покупателями стали посетители «Волгафеста». По словам Анны, в первый день она вместе с мужем продала почти весь товар. Такого успеха молодые предприниматели не ожидали.

— Мы даже не рассчитывали что-то продать. Хотели просто провести время в приятной компании, потусоваться. Это предприятие мы замышляли для развлечения, опыта. Было мне всего тогда 19 лет, — признаётся Анна.

Год спустя они снова стали участниками торговой площадки, но на этот раз не от «Волгафеста», а от фестиваля «Куйбышев». В тот год маркет располагался недалеко от Струковского сада. Так вышло, что в это время в городе находился Дмитрий Азаров. Его пригласили на Фестиваль цветов, который проходил в Струковском саду, и так получилось, что он заглянул и на другое мероприятие.

— Каждый продавец хотел ему что-то оставить на память. Например, я подарила ему красную футболку. Завязался разговор, и Дмитрий Азаров говорит, что концепция «Самара — город-курорт» принадлежит ему. Он вынашивает её с 2011 года, — рассказала Анна. — А дальше он в шутку спрашивает, сколько стоит футболка. Я не растерялась и назвала цену — 1200 рублей. Не моргнув глазом, он протянул мне 1000 рублей и добавил, что как соавтору идеи ему можно сделать скидку 20%.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен
Фото губернатора в ее кофте стало для Анны сюрпризом

Фото губернатора в ее кофте стало для Анны сюрпризом

Поделиться

От «Города-курорта» к «Друзьям»

Поделиться

Анна считает основной идеей своего бренда объединение людей. По её мнению, у каждого человека есть связь с Самарой на подсознательном уровне и любовь к городу. При этом все они остаются уникальными.

Вторая задача — это своеобразный патриотизм через моду. Вещи этого бренда нельзя купить в больших магазинах, они делаются на заказ.

Сейчас Анна запускает новую линейку одежды. И в этом случае дизайнер рассчитывает снова продемонстрировать одновременно и уникальность, и единство людей.

— В этой коллекции можно в одном комплекте сочетать разные цвета. Например, оливковые шорты и свитшот цвета пудры. Или чёрные шорты с белым свитшотом. И всё это будет сочетаться. Мы не ставим рамок и не ограничиваем покупателей, — пояснила дизайнер.

Всего в новой коллекции три вида одежды: майки четырёх цветов (белые, синие, красные и васильковые), свитшоты и худи (черные, белые, бордовые, оливковые и цвета пудры). Вместе с этим дизайнеры запустили лимитированную серию одежды с логотипом, выполненным в стиле заставки сериала «Друзья». По мнению Анны, этот узнаваемый шрифт также показывает некое духовное родство самарцев.

Своей целевой аудиторией Анна называет активных людей

Своей целевой аудиторией Анна называет активных людей

Поделиться

Патриотическое настроение поддерживается и в процессе создания одежды. Ткань закупают у местных поставщиков и передают на самарские фабрики.

— У нас есть два вида ткани — 100-процентный хлопок и хлопок с добавлением эластана. Мы добавляем синтетику, чтобы одежда прослужила дольше. Не то чтобы майки из чистого хлопка порвутся через 2–3 месяца, но с эластаном их можно будет носить где-то 5–6 лет, — рассказала Анна.

Но на этом девушка останавливаться не планирует. В ближайшем будущем она хочет запустить серию тканевых сумок-авосек и панамок. Сейчас для этих товаров готовятся лекала и первые пробные экземпляры.

Кроме одежды в линейку «Самара — город-курорт» входит и сувенирная продукция: бутылки, блокноты, открытки и наклейки. Что-то бизнесвумен приобретает на оптовых кладах, где работают в основном с юридическими лицами, а полиграфию заказывают в типографиях.

К одежде прикладывают небольшие подарки — наклейки и открытки

К одежде прикладывают небольшие подарки — наклейки и открытки

Поделиться

Анна позиционирует свой бренд как одежду для людей, которые увлечены своим делом, активных и ярких. Конкретных половозрастных рамок для аудитории она не ставит.

«Партнёров подбираю интуитивно»

Поставщиков для своего бизнеса Анна подбирает методом проб и ошибок. Но есть и ещё один критерий, который помогает ей выбрать партнёра, — чутьё. Женская интуиция накладывается на предпринимательские задатки.

— Для меня важно найти общий язык с человеком. Если в первые 20–30 минут работы разговор не сложится, то я с ним работать не буду, — пояснила Анна.

Таким же интуитивным методом она и расширяет линейку существующих товаров. Девушка считает, что умеет чувствовать не только людей, но и тренды, и подгадывать время, когда нужно выпустить тот или иной продукт на рынок.

В бизнес-процессах Анна полагается на интуицию

В бизнес-процессах Анна полагается на интуицию

Поделиться

А вот с фабриками такой манёвр не срабатывает, с ними личные отношения построить не получится. Поэтому приходится рисковать и тратить такие ресурсы как деньги и время. Но только в этом случае из множества вариантов Анне удаётся подобрать нужный, который и становится «золотой жилой».

— Я лучше попробую 10 фабрик в разных концах Самары и найду подходящую, чем буду мучиться с одной, но рядом с домом, — объяснила свою точку зрения девушка.

Иногда дизайнер показывает неудачные варианты одежды

Иногда дизайнер показывает неудачные варианты одежды

Поделиться

Анна считает своё дело прибыльным. Прибыль строится из разницы между затратами на производство и ценой продажи товаров. Ещё один ресурс, который уходит в статью расходов, — время. Предпринимательница тратит его на обработку заказов через соцсети и их упаковку.

— Мне хочется сделать огромный пласт сувенирной продукции. Чтобы туристы, приезжая в Самару, не покупали банальный китайский магнитик, а имели в виду нас. Чтобы они уезжали и увозили с собой частичку нас, — рассказала Анна.

«Конкуренты дружат между собой»

Конкурентов на самарском рынке производства и продажи одежды Анна делит на две категории. В первую вошли такие же небольшие магазины и бренды.

— С этими ребятами мы общаемся, обмениваемся контактами поставщиков. Мы поддерживаем друг друга, объединяемся, кооперируемся, — пояснила дизайнер.

Во вторую категорию попали шоурумы и магазины покрупнее. Но и их Анна не считает прямыми конкурентами. Дело в позиционировании товара. Если главная цель магазина — продать именно одежду, то создатели бренда «Самара — город-курорт» торгуют сувенирами.

При этом Анна сравнивает подходы к бизнесу в Самаре и Москве. В столице аудитория огромная, и каждый производитель может найти своего клиента, а некоторые могут не заметить сходства или копирований. В Самаре же этот фокус не прокатит.

— Все друг друга знают. Большая деревня! Если кто-то за кем-то повторяет, то об этом узнают все, — объяснила Анна.

оцените материал

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ3
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...