Цены на участки в Самарской области в основном зависят от их расположения и целевого назначения. Так, за землю под строительство загородного коттеджа или дачи покупатель отдаст в среднем 52-70 тыс. рублей за сотку. А вот за придорожный участок на трассе федерального значения под строительство автомобильного сервиса бизнесмену придется выложить в два-три раза больше.
Заземленные цены
Стремительный рост цен, имевший место на рынке земли в докризисные годы, сменился в 2009 году столь же быстрым падением. «В среднем по области снижение цены экспонирования с января по октябрь 2009 года составило 33% (с 78 тыс. рублей до 52 тыс. рублей за сотку). На наиболее ликвидные участки в престижных территориях — на 15-25%. Больше всего – на 40-70% – подешевели крупные земельные участки, предназначенные для комплексного освоения», - делится данными аналитики заместитель директора Поволжского Центра Развития Андрей Савельев.
Не для жилья
Стоимость земельных участков промышленного назначения — тема гораздо менее обсуждаемая и даже отчасти закрытая. Далеко не каждый специалист по недвижимости сможет с ходу ответить, какова средняя цена подобного участка.
Способы использования земель промышленного назначения довольно разнообразны. Но наиболее интересными для бизнеса являются два: земельные участки для размещения производственных, складских и административных зданий, и земли, отведенные под строительство дорожных сервисов и АЗС.
Участки первой группы в основном находятся возле Самары или недалеко от нее. Это земли возле населенных пунктов Смышляевка, Стройкерамика, Волжский, Курумоч, Дубовый Умет, возле Кинеля – в районе Алексеевки, Усть-Кинельского, завода «Балтика». А также возле Отрадного, Тольятти и Сызрани. Такая «привязка» участков неслучайна, так как производственные объекты нуждаются в энергетических мощностях, водоснабжении и газификации. Значительная часть подобных территорий находится в муниципальной собственности. «Основная часть земельных участков продается в собственность и лишь менее 20% сдается в аренду. Главным же ценообразующим фактором является местоположение. Наиболее привлекательными являются площадки, расположенные на незначительном удалении от областного центра (до 40 км) или рядом с транспортными развязками. В структуре предложения земельных участков для производственно-складских целей по площади основная часть представлена в диапазоне от 1 до 10 га (52% предложений), более мелкие и более крупные площади встречаются реже», - рассказывает Андрей Савельев. В среднем по области цена земель под производственные объекты и склады в 2009 году составила 22 тыс. рублей за сотку. Самые дорогие земли предлагаются в Волжском (39 тыс. рублей за сотку) и Ставропольском (28 тыс. рублей за сотку) районах. При этом внутри каждого района и города стоимость земельных участков может значительно различаться, в зависимости от других характеристик (площади, наличия коммуникаций и т.д.).
Придорожный бизнес
Территории под объекты дорожного сервиса, естественно, размещаются на полосах отвода автомобильных дорог. «Наибольшее количество свободных земельных участков для размещения объектов придорожного сервиса предлагается к продаже в центральных районах Самарской области: Волжском, Красноярском и Кинельском. Основная часть таких участков для размещения объектов дорожного сервиса, представленных на рынке, имеет площадь 1-2 га (31% предложений). Средняя стоимость таких объектов составляет около 65 тыс. рублей за сотку», - характеризует данный сегмент аналитик. Кроме того, надо учитывать, что внутри каждого района стоимость земельных участков зависит от класса дороги, в полосе отвода которой расположен объект. Наибольшее количество предложений наблюдается по земельным участкам, которые расположены вдоль автомобильных дорог федерального значения (36% предложений). Они же являются и наиболее «дорогими» в Самарской области. К примеру, стоимость участка на второстепенной дороге почти в пять раз меньше стоимости такого же участка на первой линии федеральной трассы. «Цена участка на первой линии федеральной трассы составляет 136 тыс. рублей за сотку, на второстепенной трассе – 34 тыс. рублей за сотку», - добавляет г-н Савельев.
Вторым ценообразующим фактором на земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса является вид разрешенного использования конкретного участка. Средняя стоимость свободных земельных участков с разрешением на строительство комплекса дорожного сервиса (включает в себя гостиничные комплексы, гостиничные комплексы с автозаправочными станциями, одним или несколькими объектами сервиса, такими как кафе, автосервис, паркинг) выше, чем стоимость земельных участков, предоставленных для размещения и строительства АЗС, а также для размещения и строительства коммерческой недвижимости (кафе, станция технического обслуживания, автосервис, автостоянка, паркинг).
Задел на будущее
Перспективы вложений в земли промышленного назначения даже в кризисной ситуации остаются очень неплохими. Сегодня крупные инвесторы, «нахватавшие» пару лет назад большие «промышленные» наделы для будущих проектов или в спекулятивных целях, выставляют участки на продажу почти по «бросовым» ценам. А если учитывать, что промышленное и гражданское строительство, по прогнозам экспертов, оживает после кризиса гораздо быстрее жилищного, можно предположить, что и земли «под склад» или «под производство» очень скоро окажутся в цене.
Aвтор: Маринэ Чилингарян