5 августа среда
СЕЙЧАС +22°С

Как подготовить ребёнка к собеседованию перед ОГЭ по русскому языку?

Сложностей не возникнет, если освоить несколько простых навыков

Поделиться

На подготовку к собеседованию школьникам дадут не много времени

На подготовку к собеседованию школьникам дадут не много времени

Уже этой весной девятиклассникам Самары впервые в полноценном режиме предстоит пройти собеседование по русскому языку перед основным государственным экзаменом (ОГЭ). Собеседование станет допуском к ОГЭ по русскому языку. И сдавать его придется всем: и тем, кто переходит в 10-й класс, и тем, кто поступает в колледж. Что можно сделать уже сейчас, чтобы в спокойном режиме помочь детям подготовиться к этому новому испытанию? Подробности — в материале 63.RU.

Из четырёх ОГЭ два предмета являются обязательными: русский язык и математика. Остальные предметы ученик выбирает самостоятельно. 

Запишут на диктофон

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий: чтение вслух, пересказ прочитанного текста с цитатой, монолог (описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по поставленному вопросу на выбор) и ответы на вопросы по предыдущей теме. По регламенту, общее время ответа одного ученика, включая подготовку, должно составлять 15 минут. Собеседование будут записывать на аудио.

1. Чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку — две минуты. Объём текста — около 160 слов. В этом задании все материалы посвящены известным российским учёным из разных областей. Например, это могут быть хирург Николай Пирогов, физик Александр Попов, натуралист Николай Пржевальский, полководец Дмитрий Пожарский и многие другие. Ребёнок кратко знакомится с направлением деятельности персонажа и несколькими яркими фактами его биографии. Задача — через две минуты правильно и с выражением прочитать текст.

2. Пересказ прочитанного текста с цитатой. Разберём на примере текста про Дмитрия Пожарского. Ученик должен запомнить цитату историка Александра Малиновского: «Князь Пожарский служит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству». Школьник должен пересказать своими словами текст из первого задания и уместно вставить в него эту цитату. Время на подготовку — одна минута.

3. Монологическое высказывание. Здесь ребенок должен блеснуть грамотной и связной речью. В этом задании у ученика есть три варианта беседы. Он может выбрать описание фотографии (тематика: люди, животные, природные явления, праздники), повествование на основе жизненного опыта (примеры тем: «Выходной день, который запомнился больше всего», «Встреча с интересным человеком», «Традиции моей семьи») или рассуждение по поставленному вопросу (примеры вопросов: «Можно ли научиться управлять своим временем?», «Каждый ли может быть отличником?», «Зависит ли жизненный успех человека от внешности?»). На подготовку к этому заданию даётся одна минута.

4. Беседа по теме предыдущего задания. Во время диалога ученику будут задавать вопросы. Его задача — давать точные развёрнутые ответы. Время на подготовку не предусмотрено.

Чтобы ничего не забыть, можно набросать краткий план ответа

Чтобы ничего не забыть, можно набросать краткий план ответа

Разборы монолога и беседы по нему

Задания № 3 и № 4 рассмотрим более подробно.

Допустим, ребёнок выбирает описание фотографии.

Один из распространённых вариантов — пейзаж. В своём ответе нужно рассказать, что это за место, какое изображено время года, особенности рельефа. Также стоит описать настроение, которое вызывает у рассказчика это изображение. Исходя из этого, стоит ожидать от комиссии вопросов типа: «Какие пейзажи можно встретить в вашем родном крае?», «Опишите ваше любимое занятие во время отдыха на природе», «Почему людям важно бывать на природе?» и т. д.

Если на фото изображён, например, какой-то праздник с наряженными людьми, нужно упомянуть, что за мероприятие мы видим, в каких люди костюмах, чем они занимаются, можно ли оценить по фото их настроение, какова общая атмосфера снимка. Экзаменаторы могут задать вопросы из разряда: «Приходилось ли вам когда-нибудь участвовать в карнавале?», «Что вы делаете, чтобы поднять себе настроение?», «Как подготовка к карнавалу развивает фантазию?».

Ещё есть вероятность увидеть на фото одного человека. В этом случае определить его социальную роль будет легко (школьник, отец семейства, инженер, певец). Допустим, на фото девочка в школьной форме. Ребенок должен описать её внешний вид, пейзаж на фоне, настроение девочки и свои чувства, возникающие при просмотре снимка. В этом случае в четвёртом задании могут прозвучать такие вопросы: «Чего ждут дети от встречи со школой?», «В каких случаях маленькому ученику хочется идти в школу?», «Почему детям иногда трудно начинать учиться?».

Если в третьем задании ребенок выберет повествование на основе жизненного опыта, то темы будут примерно такими: 

  • «Выходной день, который запомнился больше всего». В этом случае нужно рассказать, с кем и как ребенок провел этот день, какое настроение у него тогда было, почему это день запомнился и так далее. Вопросы комиссии в рамках четвёртого задания будут похожи на нечто следующее: «Что для вас важнее: где или с кем провести выходной день?», «Согласны ли вы, что лучший отдых — это смена деятельности?», «В чём для вас заключается лучший отдых?».
Проще всего школьникам будет описать свои впечатления от отдыха

Проще всего школьникам будет описать свои впечатления от отдыха

  • «Встреча с интересным человеком». Расскажите, где и когда произошла эта встреча, как Вы познакомились с этим человеком, чем он занимается в жизни, чем этот человек заинтересовал вас. От комиссии стоит ждать следующих вопросов: «Какими качествами должны обладать интересные люди?», «Каждого ли человека можно назвать интересным? Почему?», «Какой жизненный опыт дают нам встречи с интересными людьми?».

И третий вариант прохождения задания № 3 — рассуждение по поставленному вопросу.

Одна из популярных тем — «Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?». Экзаменаторы попросят дать на этот вопрос развёрнутый ответ. Не забудьте осветить, почему возникают конфликты между подростками и родителями, как их можно избежать, как работать над взаимоотношениями в семье, на каких принципах должны строиться отношения между членами семьи. В четвёртом задании будьте готовы к вопросам следующего характера: «Какие качества характера людей чаще всего приводят к конфликтам?», «Умение признать свою ошибку или вину, попросить прощения — показатель силы или слабости человека? Почему?», «Стоит ли делиться своими конфликтами с посторонними людьми?».

Ещё один пример — тема «Каждый ли может стать отличником?». О чём рассказывать: какими качествами характера обладают отличники, что важнее, знания или отметка, могут ли у отличников быть интересы за пределами школы, остаётся ли у отличников время на дружбу. Каких вопросов ждать от комиссии: «Несут ли ответственность за успеваемость учеников родители и учителя?», «Являются ли отметки эффективным инструментом оценки способностей ученика?», «Как в вашей школе относятся к отличникам?».

Не стесняйтесь своего мнения, а обоснуйте

Это лишь часть тематических примеров для ознакомления. Сдать экзамен легко будет тем ребятам, которые поймут общий принцип построения беседы в каждом из заданий. Экзаменатор должен не «завалить» ученика, а заставить его продемонстрировать свой кругозор, уровень эрудиции и способность интересно вести беседу. Поэтому не стоит стесняться высказывать своё индивидуальное мнение по какому-либо вопросу, даже если оно отличается от общепринятого, главное сделать это грамотно и красиво преподнести. Также будет полезно блеснуть какими-нибудь необычными знаниями. Но включать их в беседу нужно гармонично, не нарушая тематическую целостность диалога.

Преодолеть страх перед слушателями можно выступая в классе

Преодолеть страх перед слушателями можно выступая в классе

Как настроить ребенка на экзамен?

Инфографика: Дмитрий Гладышев

Инфографика: Дмитрий Гладышев

Помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями.

Ведите длинные насыщенные беседы с ребёнком на разные темы. Учите его не просто выдавать информацию, но и вести себя соответствующим образом: периодически смотреть в глаза собеседнику, избегать чрезмерно активной жестикуляции, говорить внятным громким голосом, не лепетать, но и не кричать при этом, избегать долгих лишних пауз и запинок. 

Просите своего ребёнка рассказывать вам что-то интересное и с красочными подробностями, желательно без заминок, пауз и слов-паразитов.

Еще важны словарный запас, интонация, четкое выговаривание звуков. Самый действенный способ — записывать свою речь на диктофон, слушать, анализировать и повторять эту процедуру, пока не услышите чистую внятную запись.

Чтение вслух художественной и публицистической литературы расширяет кругозор и повышает грамотность. 

Главные новости Самары в формате фото и видео в нашем Instagram.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!