27 января понедельник
СЕЙЧАС -7°С

Двухметровая Мадонна и огромная ракушка: как в Оперном театре готовятся к премьере нового балета

Мы побывали в мастерских и увидели все сами

Поделиться

Статую Богоматери бутафоры выполнили из пенопласта 

Статую Богоматери бутафоры выполнили из пенопласта 

Зритель, приходя в театр на постановку, обычно видит только красивую сцену и артистов в роскошных нарядах. Но редко кто задумывается, чьих рук дело те невероятные декорации, которые находятся на заднем плане сцены. Несколько раз за спектакль их меняют, и для нас это привычное дело. А вот как их создают, не знает никто. Сейчас в Самарском академическом театре оперы и балета продолжается подготовка к премьерному показу одноактного балета «Наяда и рыбак». У нас появилась уникальная возможность посетить производственный цех и окунуться в атмосферу создания шедевров. То, что там происходит, мы увидели своими глазами.

Одному в таких больших коридорах страшновато

Одному в таких больших коридорах страшновато

Огромное здание театра поражает своим масштабами. Каждый раз возникает вопрос: что же там внутри?

За сценой скрывается множество огромных коридоров, несколько лифтов, цехов и декораций, а также огромное количество сотрудников, которые каждый день трудятся над новой постановкой. В мастерских кипит работа. Каждая декорация продумана до мелочей.

На сцене началась установка декораций

На сцене началась установка декораций

«Не меньше 20 ведер краски»

Первым делом мы посетили художественно-декорационный участок. То, что там делают, мы видим на сцене даже раньше, чем артистов. При входе в цех в глаза бросается огромное полотно. Так как оно лежит на полу, то с первого взгляда не сразу понятно, что именно на нем нарисовано. Для этого есть специальная галерея, поднявшись на которую можно разглядеть детали, а также увидеть, насколько правильно подобраны цвет и тон.

Так выглядит одна из четырех арок

Так выглядит одна из четырех арок

Над декорациями для премьерной постановки художники работают уже 4 месяца. Для балета создают 4 арки разного плана. Они чуть-чуть отличаются друг от друга, чтобы создать глубину и иллюзию леса. Арки ставят на фоне одного цельного задника, на котором изображены море и горы, так как постановка будет на морскую тематику. Его площадь такого же размера, как и сцена — почти 200 квадратных метров. Это 18 метров в длину и 11 — в ширину. Процесс создания у четырех художников-декораторов занимает примерно 3 недели, а уходит на все не меньше 20 ведер краски. В основном это акрил и гуашь.

— Процесс создания все-таки не быстрый. Сначала растягиваем полотно, которое сшивают швеи, и смачиваем швабрами, к которым прикреплены щетки. Это нужно, чтобы полотнище растянулось и приняло окончательный вид, на котором можно работать. После этого растягиваем метровые нитки и переносим эскиз, который размечен в масштабе по метровым размерам, и переносим рисунок на полотно. Труднее всего чувствовать этот эскиз. Нужно соблюсти и технику, которая нам дана, и колорит, и тональность. Сегодня декорации готовы уже на 90%. Задник для новой постановки получился очень живописный, и зрителей он точно порадует, — рассказала художник-декоратор высшей категории Диля Каримова.

Арка занимает почти весь пол

Арка занимает почти весь пол

Швеи помогают художникам сшивать полотна

Швеи помогают художникам сшивать полотна

Кисточки художников напоминают швабры

Кисточки художников напоминают швабры

Двухметровые фигуры

Далее мы отправились в бутафорский цех. Там работники создают сложнейшие скульптуры. В новом балете «Наяда и рыбак» их будет две — Мадонна и ракушка. Первая уже почти готова, на ее изготовление ушло 2 недели. Для такой фигуры этого времени мало. На этапе вырезки был задействован всего один человек, а в покраске уже участвовали люди из художественного цеха. А вот ракушку художнику-бутафору только предстоит сделать.

Скульптура Мадонны почти готова

Скульптура Мадонны почти готова

— Конкретно сейчас я занимаюсь статуей Мадонны, она является в спектакле покровительницей того края, где происходит действие. Скульптура делается по небольшому эскизу-фотографии, который предоставил художник. Сначала статую рисуем на картоне в полный рост, потом переводим на пенопласт и вырезаем. Далее идет обработка, сверху слой папье-маше. Наждачная бумага нужна для финишной обработки изделия, выглаживания и подготовки к покраске. А потом уже делаются роспись, краска и лакирование. Остался заключительный этап — подшлифовать отдельные элементы и завуалировать. Для этой фигуры мы использовали пеноплекс, с ним проще и удобнее работать, он больше поддается обработке ножами, пилками и напильниками, — рассказал художник-бутафор Дмитрий Митрофанов.

Начальник бутафорского цеха трудится над фигурами в одиночку

Начальник бутафорского цеха трудится над фигурами в одиночку

Из этих кругляшков сделают четки

Из этих кругляшков сделают четки

Нередко случается, что фигуры ломаются или их могут уронить, но умелые работники смогут отреставрировать и восстановить любую поломку.

Ракушка, которая тоже задействована в постановке, пока на начальном этапе. Она будет почти 2 метра в высоту, а в ширину — 40 см. Ее поставят на каретку, которая будет выезжать на сцену, а внутри ракушки расположится балерина. По сценарию таким образом из морской пучины появляется Наяда.

Процесс создания огромной ракушки из куска пенопласта

Процесс создания огромной ракушки из куска пенопласта

«Больше половины жизни в профессии»

Последний участок, в который удалось заглянуть, был столярный. В этом месте трудятся два человека, один из которых работает в театре уже 37 лет. Эти золотые руки смастерили огромное количество мебели. Часто приходится мастерить и для сказочных спектаклей, например домики или теремки. Для новой постановки мастера сделали домик рыбака и выдвижную фурку, на которой будет стоять ракушка.

Начальник столярного участка трудится в театре 37 лет

Начальник столярного участка трудится в театре 37 лет

Так выглядит часть домика рыбака

Так выглядит часть домика рыбака

— Мы сейчас готовим жесткую декорацию для спектакля «Наяда и рыбак». Из мебели будут две лавочки, табуреточка, сделанная под старину, и камни на берегу моря. На данный момент уже почти все готово. Мы стараемся успеть в сроки, пока еще ни разу никого не подводили. Наша задача — изготовить только жесткий каркас, после изготовления мебель забирают бутафоры, которые ее обклеивают, а после отдают художникам на роспись. Когда все готово, декорации забирают монтировщики на сцену, — отметил начальник столярного участка Сергей Ловцов.

Камни из дерева не отличить от настоящих 

Камни из дерева не отличить от настоящих 

Деревянные декорации делают настоящие профессионалы

Деревянные декорации делают настоящие профессионалы

Впервые на сцену в этой постановке начнет возвращаться сценическая машинерия, которой восхищались зрители XIX века. Премьерный показ состоится уже 20 и 21 декабря.

Историю о любви обитательницы морского царства Наяды к простому итальянскому рыбаку танцуют во всем мире уже более 170 лет. Впервые постановка появилась на сцене Лондонского Королевского театра в 1843 году, она носила название «Ундина, или Наяда», поставил ее балетмейстер Жюль Перро на музыку Цезаря Пуни. В 1851 году этот балет впервые станцевали в России. В Самаре этот редкий балет покажут в виде сюиты из четырех картин.

В бутафорском цехе творческая атмосфера

В бутафорском цехе творческая атмосфера

От глаз зрителей скрывается много необычного реквизита

От глаз зрителей скрывается много необычного реквизита

В коридорах театра найдется любая вещь

В коридорах театра найдется любая вещь

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
12 дек 2019 в 12:35

Какого труда? Твоего? Все эти спортмсены на своих хотелках сидят.

Гость
12 дек 2019 в 08:28

Действительно , столько труда за всем видимым кроется ,,