Прошлый год, помимо окончательного перехода к СРО, ознаменовался для строителей еще одним событием, призванным реформировать систему регулирования отрасли. Речь идет о принятии технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Документ вступит в силу только летом, но уже сейчас в профессиональной среде идет обсуждение эффективности новых стандартов и правил строительства.
Забытое старое
«Первой ласточкой», положившей начало формированию новой регламентирующей базы, стал принятый еще в 2008 году технический регламент по пожарной безопасности. После более чем пятилетней подготовки был утвержден технический регламент о безопасности строений и сооружений. «Пересмотр норм начался с двух, пожалуй, наиболее важных моментов, требующих скорейшего урегулирования в строительстве», – отметил заместитель директора УК «Эл-Траст» Вячеслав Рандаев.
Конечно, не совсем верно говорить, что технические регламенты – это абсолютно новые, с нуля написанные документы. До последнего времени в строительстве действующими оставались советские нормы и правила – СниПы, СанПиНы и ГОСТы, некоторые из которых создавались еще в 70-90-е годы прошлого столетия. Естественно, что часть из них устарела, другая стала противоречить более поздним законодательным актам.
Технический регламент безопасности строений и сооружений призван устранить эту неразбериху и привести существующую нормативную базу в соответствие с новыми положениями документа. Те СНиПы, СанПиНы и ГОСТы, которые не утратили своей актуальности, будут сохранены и войдут в государственный свод норм, который будет конкретизировать и разъяснять отдельные положения технического регламента.
Больше безопасности
Объектами технического регулирования нового регламента считаются не только сами здания и сооружения любого назначения, но и входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения, а также связанные процессы проектирования, изыскания, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и сноса. То есть область влияния законодательного акта распространяется на все этапы жизненного цикла капитального здания.
Помимо прочего, технический регламент содержит требования к качеству воды, воздуха, тепло- и шумоизоляции, системам вентиляции и ионизирующих излучений в здании. Все эти нормы и правила призваны обеспечить жителям домов, посетителям и сотрудникам торговых, офисных центров, учащимся и преподавателям учебных заведений и т.д. максимальный комфорт и безопасность пребывания в зданиях и сооружениях капитального строительства.
Рыночное регулирование
«По сути, все осталось по-старому. В основе технического регламента – прежние СниПы. Главное отличие новой системы от старой, в первую очередь, в том, что государство больше не навязывает никаких определенных решений, но жестко требует соблюдения и обеспечения норм безопасности», – рассказывает генеральный директор российского подразделения компании Ruukki Сергей Чернышев.
Именно принципы рыночной экономики стали еще одним фактором, требующим реформирования системы регулирования. «В развитых западных странах давно отказались от жестких норм и правил, по которым предписано вести работу бизнесу. В зону контроля государства входят всего три, но наиболее важные сферы – безопасность, экология и предотвращение обмана потребителя. Все остальное – предмет договора между производителем и потребителем», – считает Сергей Чернышев. Таким образом, государство больше не диктует, каким должен быть произведенный товар, не определяет параметры качества. Задача контролирующих органов в строительной сфере – защитить потребителя от пожара, обеспечить планом эвакуации и временем на нее. Или, к примеру, удостовериться, насколько конструкция выдерживает снеговую и ветровую нагрузку, и исключить возможность обрушения. При этом мера ответственности распределяется между производителем (проектировщиком или застройщиком) и органами государственного контроля, допустившего к эксплуатации несоответствующий требованиям объект. «С одной стороны, это повышает степень ответственности производителя, а с другой – снижает коррумпированность, присущую строительной отрасли. Все это должно препятствовать проникновению на рынок небезопасного для потребителя продукта, в том числе и строительного», – отмечает г-н Чернышев.
Больше требовать
Естественно и закономерно возникает вопрос, как повлияет появление новых документов технического регулирования на развитие строительной отрасли? Не возникнет ли, к примеру, массовых проблем с приемкой новостроек? В ответах на эти вопросы эксперты «ВК» настроены вполне оптимистично. С одной стороны, реформирование системы технического регулирования позволит строителям более активно внедрять новые усовершенствованные технологии, использовать инновационные безопасные строительные материалы, тем самым развивать отрасль. А с другой, более жесткие требования не только не пугают самарских застройщиков. По мнению большинства, они просто необходимы. «На самом деле, требования к строительной деятельности всегда (и совершенно законно) предъявлялись очень серьезные. Но не было четкой законодательной базы, а значит, и правила игры на строительном рынке были до конца не ясны. Поэтому новые четкие регламенты нужны сегодня всем участникам процесса – и строителям, и государству, и потребителям», – подводит итог г-н Рандаев.
Aвтор: Маринэ Чилингарян