17 мая архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил молебен и освятил место под строительство храма Святой Троицы на Воронежских озерах. Здесь был установлен крест, место предполагаемого строительства обнесено забором, несмотря на то, что участок находится в зоне Р-4 – особо охраняемой природной территории. Активисты, протестовавшие ранее против застройки площадки компанией «Возрождение» и сорвавшие эти планы, уже выступили против нового строительства.
В разные годы на Воронежских озерах предлагали построить торговый центр, спортивный комплекс, кукольный театр. Последним был проект жилого комплекса, за который долго боролась питерская компания «Возрождение», оперировавшая разрешениями, выданными еще командой экс-мэра Самары Георгия Лиманского, однако в итоге вынужденная отказаться от своей идеи. Точку в спорах должны были поставить события весны 2010 года, когда изменили правовое зонирование Воронежских озер. Комиссия по застройке поддержала инициативу граждан о смене зоны Р-2 и Ж-4 на зону Р-4 (особо охраняемая природная территория). Городские власти заявили, что все конфликты по застройке в этом месте будут прекращены, поскольку статус Р-4 запрещает размещать в этом месте даже пешеходные дорожки и объекты благоустройства. Смена статуса земли не остановила потенциальных застройщиков. Рядом с существующим храмом теперь появится еще один, который будет выполнять функции крестильного храма.
В Самарской епархии пояснили, что необходимые разрешения на возведение объекта имеются. Правда, представитель епархии затруднился сказать, какие именно документы он подразумевает.
В департаменте строительства и архитектуры Самары заявили, что разрешение на строительство храма Святой Троицы не выдавалось. Более того, с таким заявлением туда никто не обращался. Защитники Воронежских озер готовы защищать памятник природы. Как рассказал один из активистов инициативной группы по защите парка Александр Хвостов, жители уже побывали на приеме у министра природных ресурсов Самарской области Дмитрия Азарова, который подтвердил, что объект планируется возводить на особо охраняемой природной территории. Инспекторы минприроды также выезжали на место и вынесли предупреждение о недопустимости нарушения природоохранного законодательства. «Они привыкли строить без всяких согласований. Это нахальный самозахват территории», - констатирует Хвостов. «Это территория парка. Строительство любого объекта здесь незаконно. Думаю, церковь с ее влиянием должна действовать исключительно в рамках закона, а прокуратура и инспекция строительного надзора должны обратить на этот факт свое внимание», - говорит депутат Алла Демина. У председателя комитета по строительству гордумы Александра Шатохина другая версия. По его словам, при смене зоны участок под строительство церкви был выделен и зонирование не менял, хотя городские власти уверяли, что территория сменила статус полностью. Эксперты полагают, что представители прихода, возводящие храм, ведут себя столь смело не случайно. В предвыборный период практически все политики стараются заручиться поддержкой церкви. «Чиновники избегают вступать в противоречие со служителями церкви. Думаю, вопрос останется в подвешенном состоянии до октябрьских выборов», - говорит сопредседатель международного социально-экологического союза Сергей Симак. Однако он уверен, что «согласиться с этим нельзя. Права жителей на благоприятную экологическую среду нарушаются. Надеюсь, руководство РПЦ обратит на это внимание».
Теряют Дивиденды
Для мэрии Самары ситуация на Воронежских озерах имела принципиальное значение. Во многом она должна была свидетельствовать об изменившейся позиции городских властей к протестам населения против точечной застройки и поддержке интересов рядовых граждан. В серии этих выступлений на момент прихода Виктора Тархова и его команды к власти в числе наиболее резонансных были выступления общественности против застройки на проспекте Ленина, 1, и на Воронежских озерах. Причем на проспекте Ленина оппонентом населения выступал апелляционный арбитражный суд, а на Воронежских озерах – компания с питерскими корнями «Возрождение». И в том и в другом случае начало строительства удалось предотвратить, сменив зонирование территорий на зоны, где любое строительство запрещено. На предстоящих выборах обе ситуации могли стать козырями в пиар-кампаниях Тархова и членов его команды. Однако конфликтная застройка Воронежских озер способна свести эффект от громкой смены зонирования к нулю.