Сегодня маршрутные такси – это единственная общедоступная альтернатива общественному транспорту. Добраться на «газельке» из пункта А в пункт Б удается гораздо быстрее, чем на муниципальных автобусах. Но, к сожалению, в последнее время все чаще пассажиры называют маршрутки «желтыми убийцами».
Тому, что водители одновременно обгоняют автобусы, собирают оплату за проезд и разговаривают по мобильному телефону, уже никто не удивляется. В ходе каждого рейда гаишники выявляют огромное количество нарушений Правил дорожного движения и комплектации машин. Как рассказал заместитель начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационного надзора управления ГИБДД ГУВД Самарской области Сергей Попов, сейчас водителей привлекают к административной ответственности за нарушения, напрямую способствующие ДТП. Это превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушения правил остановки и маневрирования. За более «мелкие» проступки, касающиеся в основном нарушения технического состояния машин, стараются не привлекать – они практически не влияют на аварийность.
В основном штрафуют водителей, но к ответственности могут привлечь и руководителя автотранспортного предприятия. ГИБДД регулярно проводит проверки – смотрят, как транспорт выпускают на линию, как происходит обучение и допуск водителей, как проводят медкомиссии, как осуществляется контроль на линии. После проверки руководителям могут вынести предписание по устранению замечаний. Если требования в нужный срок не будут выполнены, руководство привлекут к ответственности.
Однако такие проверки – не панацея, уверен председатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Антон Буслов. По его словам, решить проблему безопасности могут только сами перевозчики. Оптимальный вариант – укрупнение предприятий. Большим фирмам легче наладить процесс набора и обучения персонала, контроля за своими сотрудниками.
Еще один способ повысить культуру перевозчиков – это система распределения маршрутов на конкурсной основе, где одним из критериев будет история нарушений, аварий с участием машин предприятия. Формально департамент транспорта администрации городского округа Самара такие конкурсы проводит и сейчас. Однако победитель, как правило, известен заранее.
Хорошим начинанием, по словам Буслова, было бы оборудование всех транспортных средств приборами системы ГЛОНАСС. Это позволит контролировать скорость и маршрут «газелей». Но пока нет единого центра обработки информации. Да и частные перевозчики не торопятся оборудовать свои машины.
Получается, что на то, чтобы модернизировать транспортную систему города, нужен не год и не два. И это при наличии желания, которого тоже нет. Пока же пассажиры по-прежнему, садясь в маршрутку, будут вынуждены каждый раз проверять справедливость присказки «10 минут страха - и ты дома».