Сегодня мы решили проанализировать одну из самых актуальных сейчас проблем - продажи алкоголя и сигарет несовершеннолетним. В Самарской области среди подростков, употребляющих спиртные и табачные изделия, есть даже дети 9-11 лет. Совместно с экспертами и читателями мы постарались определить причины и обозначить пути решения этой проблемы.
Мнимая взрослость
По мнению экспертов, распитие подростками спиртных напитков и курение сегодня, к сожалению, – норма жизни. «Влияние, в первую очередь, оказывает семья, где закладывается система ценностей», - отмечает руководитель областного департамента по делам молодежи Владислав Лихачев. Профессор кафедры наркологии медуниверситета Геннадий Носачев добавляет: «Ситуация осложняется тем, что в большинстве семей, как по Ильфу и Петрову, главные ценности — матрас и посуда (в том числе рюмки). Многие родители просто не знают элементарных основ детской психологии, к тому же мало времени уделяют детям». По мнению декана психологического факультета СамГУ Константина Лисецкого, подростки употребляют алкоголь и курят, чтобы избавиться от чувства тревоги, почувствовать себя уверенно.
Запрет — не ответ?
С мнением, что самый действенный способ борьбы — тотальный запрет, эксперты согласны лишь отчасти. «Это может иметь результат. Пример тому – политика Горбачева, когда на пару лет мы якобы избавились от «подростковой алкоголизации». Но, как оказалось, ненадолго», - комментирует профессор кафедры наркологии медицинского университета Геннадий Носачев.
Против продажи алкоголя и пива несовершеннолетним выступают и пивовары. «Мы убеждены, что пиво – напиток для взрослых, которые способны нести ответственность перед обществом. Подросткам, не достигшим 18 лет, продавать пиво недопустимо, - считает директор самарского филиала пивоваренной компании «Балтика» Алексей Ильин. – Именно поэтому «Балтика» совместно с другими пивоваренными компаниями, входящими в Союз пивоваров России, активно выступала за принятие закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготовляемых на его основе», который запрещает продажу пива подросткам. А в 2008 году компания «Балтика» начала реализацию нового проекта, который продолжает политику пропаганды ответственного потребления пива, – рейды общественного контроля над продажей пива несовершеннолетним «Пивной дозор».
Комплекс мер
Эксперты уверены, что для решения проблемы «омоложения» вредных привычек нужен комплекс мер. Причем, как обобщила уполномоченный по правам ребенка Самарской области Татьяна Козлова, нужны системные, регулярные профилактические меры с участием и семьи, и правоохранительных органов, и СМИ, и общественности.
Наиболее распространенным административным методом борьбы с продажей несовершеннолетним запрещенных товаров являются рейды правоохранительных органов. Как сообщила начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД Самары Наталья Столярова, за восемь месяцев этого года было проведено 98 рейдов. В результате зафиксировано 77 подобных нарушений.
В качестве меры профилактики Владислав Лихачев предлагает проводить разъяснительную работу. «Предупрежден – значит вооружен», - добавляет он.
Эксперты сходятся во мнении: если дети будут чувствовать поддержку взрослых повсеместно, у них станет меньше психологических проблем и меньше поводов выражать протест. Соответственно, число «злоупотребляющих» ребят сократится.