Правительство Самарской области утвердило предварительный план подготовки региона к проведению матчей чемпионата мира по футболу – 2018. Речь об этом шла на заседании круглого стола в четверг, 27 января, в котором приняли участие представители всех заинтересованных министерств и ведомств. Согласно плану, губернию и ее столицу – Самару – ждут большие перемены. В реализации проектов уже заинтересованы инвесторы. Областные власти уверены, что после проведения мундиаля область станет более привлекательной для развития туризма.
Стадион, на котором планируется проведение матчей чемпионата мира, как уже известно, будет построен на месте речного порта. Сам речпорт работу не прекратит, он будет перенесен. Сейчас рассматриваются несколько вариантов его нового месторасположения. В их числе территория за старым мостом в Самаре, либо тольяттинский речной порт. «По условиям ФИФА, площадь стадиона должна быть 10-15 гектаров, – говорит заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Анатолий Баранников. – Территория речного порта – 30 гектаров. Кроме того, мы расчистим и территорию вокруг порта. То есть у нас получается огромная площадь. Там мы построим гостиницы, кафе, тренировочные площадки для команд. После завершения чемпионата эта территория идеально подойдет для развития туризма в области. Вообще после реконструкции эта часть города заживет новой жизнью».
«Подготовка к чемпионату – редкая возможность привести ту часть города в порядок, – уверен главный архитектор Самары Михаил Арзянцев. – Там очень много исторических памятников в запущенном состоянии. Они тоже будут приведены в отличное состояние. К тому же, мы предполагаем, что там будут созданы и парковые зоны, что тоже не может не обрадовать самарцев».
Основная часть финансирования уйдет на преобразование дорожно-уличной сети города. По требованию ФИФА, болельщики должны добираться от аэропорта до стадиона не более чем за 40 минут. Поэтому в планах властей сделать из Красноглинского и Волжского шоссе дороги первой категории, а именно – расширить их до четырех полос. «Также мы планируем отремонтировать проезжие части на улицах Демократической, Ново-Садовой, Московском шоссе, – рассказал главный инженер управления строительства и ремонта дорог департамента развития автомобильных дорог министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Борис Бекер. – Для увеличения пропускной способности будут построены девять транспортных развязок в разных уровнях, пять из них я – на Московском шоссе, четыре – на Ново-Садовой. Кстати, сейчас мы ведем переговоры с ГИБДД о том, чтобы организовать в старой части города одностороннее движение. Это касается улиц Максима Горького, Водникова и Волжского проспекта. Это очень разгрузит движение».
Кроме того, в планах строительство нескольких улиц, соединяющих Московское шоссе с Ново-Садовой. Так, предполагается достроить улицу Луначарского, продлить улицу Авроры до Ново-Садовой с транспортными развязками и продлить улицу Солнечную до Постникова оврага.
Преобразования ожидаются и в железнодорожной сфере. Так, появится линия, идущая вдоль трассы М-5 с выходом на Смышляевку. Предполагается, что поезд будет доезжать до стадиона. «Болельщики смогут добираться до места проведения матчей по железной дороге, – говорит заместитель начальника Куйбышевской железной дороги Сергей Блохин. – Пока еще рано говорить о том, какие еще будут проекты. Но мы уже точно можем сказать, что будет реконструировано 52 платформы, 17 из них будут модернизированы. Сейчас мы предполагаем, что речь пойдет о 13 миллиардах рублей».
Готовить к мундиалю будут и аэропорт Курумоч. К 2016 году там планируют завершить строительство нового аэровокзала, который увеличит пропускную способность пассажиров в 4-5 раз. Сейчас этот показатель – 450 пассажиров в час. Хотя в часы пик, которые приходятся на вторую декаду августа, Курумоч пропускает до 900 человек. Новый аэровокзал позволит увеличит этот показатель до 2000 пассажиров в час. Реконструкции подвергнут и аэродром. Так, в апреле закроют одну из основных взлетно-посадочных полос на реконструкцию. Ее планируют увеличить с 3 до 3,5 километра. «Мы планируем построить больше стоянок для большегрузных самолетов, – говорит заместитель генерального директора по инфраструктуре международного аэропорта Курумоч Евгений Самойлов. – Потому что к нам будут прилетать гости из США, Австралии, других стран, которые, в основном, пользуются «Боингами-747».
Возможно, в Самаре появится и так называемое «легкое метро». Сейчас рассматривается вопрос о строительстве скоростной железнодорожной магистрали от Тольятти до стадиона. Поезда наподобие «Сапсана» будут идти через аэропорт и железнодорожный вокзал. Возможно, этот вопрос решится положительно, ведь ветки, ведущие от железнодорожного вокзала до речного порта, существуют, их просто нужно реконструировать. Кроме того, рассматривается и возможность «подключения» метро к транспортной инфраструктуре, в частности, о прохождении подземной линии до берега реки Самара с выходом по существующим железнодорожным путям к железнодорожному вокзалу. Однако этот проект очень трудоемкий и затратный, поэтому его пока в план не включили.
В том, что подготовиться к чемпионату удастся основательно, в региональном правительстве не сомневаются. «Чемпионат – это мощный стимул для развития области, – уверен руководитель управления массового спорта департамента спорта министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области Дмитрий Чесалин. – О том, какое финансирование потребуется, пока говорить рано, еще нет сметной документации. Но уже понятно, что расходы будут большими. Однако мы уверены, что большую поддержку нам окажет бизнес. Ведь это очень привлекательные для инвесторов проекты. И замечательно, что инвесторы уже заинтересовались. Уже поступают предложения. Я считаю, что чемпионат – это подарок нашему городу, и самарцы должны принять участие в его подготовке»