17 февраля в Арбитражном суде Республики Удмуртия состоится слушание, на котором будет решаться вопрос о введении на заводе «ИжАвто» конкурсного производства. А в минувший понедельник Юрий Качмазов, владелец группы «СОК», которой ранее принадлежал завод, был объявлен в федеральный розыск.
14 февраля владелец и основатель группы «СОК» Юрий Качмазов, топ-менеджеры компании Андрей Фролов и Юрий Амелин, а также бывший директор по экономике и финансам ОАО «ИжАвто» Евгений Страхов были объявлены во всероссийский розыск. Об этом сообщила пресс-служба следственного комитета при МВД России. В официальном релизе сообщается, что, по версии следствия, господин Качмазов сотоварищи в 2008-2009 году будучи бенефициаром «ИжАвто» вступил в сговор с руководством автозавода и вывел активы предприятия (деньги, автомобили, акции и доли в дочерних предприятиях) в оффшорные зоны. По версии следствия, таким образом с ижевского автозавода «ушли» около 6,7 млрд рублей. В результате этих действий предприятие с шестью тысячами рабочих мест в марте прошлого года было признано банкротом. А расследование началось по инициативе основного кредитора «ИжАвто» - Сбербанка РФ; ему «ИжАвто» должен 8 млрд рублей.
В декабре минувшего года Сбербанк, «Ростехнологии» и АвтоВАЗ подписали меморандум о взаимопонимании по развитию «ИжАвто». Проще говоря, госкорпорация выкупит у Сбербанка долги и ижевский автозавод. Первый платеж объемом в 2,7 млрд рублей выплачен 7 февраля этого года. Согласно тому же документу мощности ижевского автозавода перейдут в собственность автозавода тольяттинского. С этого года на конвейере удмуртского предприятия будут собирать вазовскую «классику», а с 2012 — семейство «Самара» (более известное в народе как «восьмерки», «девятки» и «девяносто девятые»). Что примечательно, параллельно с этим руководство ИЖ отказалось от сотрудничества с южнокорейским альянсом Hyundai — KIA, которое было заключено в то время, когда главным акционером завода был «СОК».
Любопытно, что за три дня до объявления Юрия Качмазова в розыск журнал «Финанс» поставил господина Качмазова на 126-е место в рейтинге самых богатых россиян, оценив его капитал в 26,5 млрд рублей.
Кроме следственного комитета, другие заинтересованные лица официально не комментируют ситуацию.
«У меня нет однозначной информации по поводу этой ситуации. Сказать пока ничего не могу», - заявил руководитель представительства «Ростехнологий» в Ижевске Андрей Отинцев. Не внес ясность и звонок на автозавод: в пресс-службе сообщили: «Наше дело: собирать автомобили, а не ловить преступников». Однако обмолвились, что 17 февраля в Арбитражном суде Республики Удмуртия пройдет слушание, на котором будет решаться вопрос о введении на автозаводе конкурсного производства. Телефоны самарского представительства «Ростехнологий» не отвечали.
Зато среди опрошенных экспертов, знакомых с ситуацией, нашелся источник, выступивший в защиту Юрия Качмазова, правда, на условиях анонимности: «Ситуация вышла из-под контроля в 2009 году. До этого «ИжАвто» был достаточно успешным предприятием, выпускал корейские автомобили, однако потом «Ростехнологии» не договорились с Качмазовым, в результате чего возникла кредиторская задолженность, приведшая к банкротству. Кому это было нужно — я не знаю, оценивать действия Юрия Качмазова я не могу». В то же время анонимный источник считает, что федеральный розыск владельца «СОКа» - чистая формальность: «Качмазов нигде не скрывается, а если бы и скрывался — его бы быстро нашли. Уверен, что если он захочет сейчас улететь из России, его свободно выпустят в любом аэропорту. Да и за границей его найдут — если наши следственные органы свяжутся с Интерполом, его обнаружат очень быстро и поймают где угодно».