В областной столице месяц назад изменились схемы некоторых городских маршрутов. Например, прекратил существование маршрут трамвая №17. Специалисты департамента транспорта администрации Самары считают такие меры вынужденными и предполагают, что корректировка маршрутов и графиков движения будет способствовать увеличению пассажиропотока, а значит, и повышению рентабельности пассажирских перевозок. Тем не менее, муниципальные предприятия продолжают оставаться убыточными, а процент износа парка машин растет.
«Кризис транспортного возраста»
В прошлом году Самарское ТТУ из-за финансовых потерь на сумму более 130 млн рублей признали самым убыточным из МП города. По мнению экспертов, причин было несколько: отсутствие субсидий из областного и федерального бюджетов, существенное снижение пассажиропотока, значительную часть которого обслуживают коммерческие перевозчики, а также растущая популярность единой транспортной карты.
С тех пор мало что изменилось. Почти 90% трамваев и троллейбусов подлежат списанию! Из 422 трамвайных вагонов устаревшими признаны 374, из 246 троллейбусов – 224. Из-за частых поломок смещаются графики, уменьшается скорость и маневренность движения. По мнению сотрудников МП «ТТУ», в условиях выживания ни о какой рентабельности речи быть не может, особенно с учетом постоянно растущих цен на электроэнергию. К примеру, как подсчитали экономисты департамента транспорта, рентабельность использования троллейбусов на сегодня составляет 0,56%.
Большинство горожан продолжают предпочитать муниципальный транспорт, несмотря на то, что больше половины машин подлежат замене
Показатели экономической обоснованности можно, конечно, подтянуть за счет изменения графиков движения и увеличения интервалов. Однако в управлении уверены, что, несмотря на разветвленную транспортную сеть (протяженность трамвайных линий превышает 172 км, троллейбусных – 213 км) на старых машинах далеко не уедешь.
Помогает городская программа по развитию муниципального пассажирского транспорта, действующая в Самаре уже третий год. В рамках нее до 2015 года мэрия планирует каждый год выделять десятки миллионов рублей в помощь транспортным предприятиям. В 2009-2010 годах было закуплено 43 трамвайных вагона и 12 троллейбусов. В этом году озвучена сумма более 30 млн рублей, однако на 23 трамвайных и 14 троллейбусных маршрутах не появилось ни одной новой машины. Никак не может решиться вопрос покупки новых автобусов для МП «Пассажиравтотранс». Предположительно их будет больше 20, а вот марки пока держатся в секрете.
Судя по программным акцентам, основной «козырь» городского транспорта – безопасность. Средствами спутниковой навигации сегодня оборудовано 400 автобусов, более 200 троллейбусов и 194 трамвая. Исправность машин тестируется несколько раз в день, как и состояние водителей, которые при каждом заезде на территорию предприятия проходят медосмотр. А вот электронная технология оплаты проезда, внедренная пару лет назад в пассажирском транспорте, пока себя не окупила, хотя «электронным проездным» пользуются уже больше половины пассажиров.
В поисках нужного фарватера
Изменив схемы некоторых маршрутов, транспортники стремились сократить либо убрать дублирующие, а также облегчить горожанам путь до метро. Так, исчез трамвайный маршрут №17, который являлся укороченным вариантом «тройки». После изменения схемы движения трамвая №18 (от Постникова оврага до ул. Авроры) возросла его популярность. Маршрут движения троллейбуса №6 продлился до Губернского рынка. 12-й троллейбус стал доезжать до железнодорожного вокзала. Часть троллейбусов, работавших на 2-м маршруте, передана на 12-й маршрут. График движения троллейбусов будет составлен так, чтобы 4-й и 12-й маршруты работали на общем участке Московского шоссе в режиме «через один». Троллейбус №7 стал работать все дни недели. Теперь троллейбус №8 по выходным доезжает до Безымянского рынка.
В департаменте транспорта отметили, что горожане могут выступать инициаторами открытия, изменения и закрытия маршрутов. В ведомстве и на предприятиях к их мнению обязательно прислушаются. Что касается автобусов, то, как отметил замдиректора по эксплуатации МП «Пассажиравтотранс» Алексей Горностаев, маршрут №21 продлен до Барбошиной поляны с одной стороны и станции метро «Кировская» - с другой, №51 - до станции метро «Кировская». На 6-м маршруте на треть стало больше машин. Он пояснил, что по просьбам самарцев в ближайшее время планируется изменить устаревшие маршруты №35 и 56, а также включить ТЦ «Космопорт» в схемы транспортного движения.
«Ностальгия» на ходу
На автостанции МП «Пассажиравтотранс» на улице Блюхера стоит ЛиАЗ 1987 года выпуска. На постамент он попал не так давно, поскольку исправно служил городу больше 20 лет. «Этот автобус, пожалуй, продолжал бы работать, - говорит Алексей Горностаев, - но пришлось его списать. Его судьбу сегодня могли бы разделить 65% нашего автопарка из более 400 машин. Более половины автобусов, выходящих на городские рейсы, подлежат замене, так как являются «ностальгией» на ходу. Нормативный срок их эксплуатации в среднем 8-12 лет. А у нас одних только «Мерседесов», отслуживших 15 лет, больше ста. Остаются старенькие ЛиАЗы и МАЗы. В итоге постоянный ремонт машин в круглосуточном режиме, высокий расход дорогостоящего топлива и недостаток автобусов на рейсах, что порождает недовольство людей». Исправить ситуацию, по мнению Горностаева, можно только за счет приобретения новой техники. Сегодня на предприятии десятки современных автобусов – отечественных НефАЗов и шведских «Сканий». Возможно, в скором времени их станет еще больше.
«Сегодня мы работаем на 48 городских маршрутах и 31 дачном, - продолжает Горностаев. - Наибольший коэффициент сменяемости пассажиров наблюдается на маршрутах №34, 37, 47, 61, 70, то есть на тех, которые следуют из одного конца города в другой. А вот в таких автобусах, как, например, №36, до Рубежного ездят одни и те же местные жители, поэтому и выручка здесь небольшая».
Татьяна Демина, замруководителя городского департамента транспорта:
- Несмотря на проблемы в транспортной сфере, мы сохраняем льготный проезд. Уже второй год действует «электронный проездной» для граждан (12 руб. за поездку), для студентов и школьников (7 руб.), плюс безлимитные проездные (350 и 450 рублей). Пенсионеры и льготники платят за проезд 270 рублей в месяц (без ограничения количества поездок). Проезд в городском транспорте для ветеранов ВОВ бесплатный. Транспортная карта вполне оправдала себя. В дальнейшем ее планируется унифицировать в пластиковые карты, которые станут универсальным платежным средством.
Алексей Горностаев, замдиректора по эксплуатации МП «Пассажиравтотранс»:
- Мы уже больше двух лет работаем по системе спутникового слежения. Под навигационным контролем, который осуществляют диспетчеры, находятся маршрут движения, интервал, количество машин. В месяц перевозим около 150 тысяч пассажиров, поэтому для нас важна безопасность горожан. К зиме каждый автобус проходит техобслуживание. Тщательно проверяются электрооборудование, котлы зажигания и другие системы. Десять автобусов уже оснащены камерами видеонаблюдения и видеорегистраторами, что, на мой взгляд, дисциплинирует людей.
Транспортный рейтинг
В городе 92% пассажиров пользуются муниципальным транспортом, из них 42,7% трамваем, около 26% автобусом, 15% троллейбусом, 8,4% метро. Коммерческие перевозки от общего пассажиропотока составляют около 8%. С начала года число поездок на муниципальном транспорте достигло 560 млн. Самым востребованным оказался трамвай – больше 200 млн, на втором месте автобус – около 130 млн, в аутсайдерах - троллейбус (76 млн) и метро (42 млн). На садово-дачных маршрутах с мая по сентябрь перевезено более 400 тыс. самарцев. Количество проездов в частных маршрутках - около 40 млн.
Aвтор: Татьяна Пашинская