Согласно последним данным департамента здравоохранения Самары, около двух третей самарских школьников имеют функциональные нарушения здоровья и патологии различной степени тяжести. На первом месте патология костно-мышечной системы и органов зрения.
О том, как с этой проблемой можно и нужно бороться, шла речь на состоявшейся 2728 октября городской медико-педагогической конференции «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях».
«Школьные болезни»
Основным источником сведений о здоровье детей являются данные, полученные во время медицинских осмотров. Их проводят в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу и в период школьного обучения. Данные неутешительные. Как рассказала в своем докладе главный специалист горздрава Татьяна Волкова, по результатам этих осмотров дети делятся на пять категорий по группам здоровья.
Первая группа — условно здоровые. Вторая - дети, имеющие функциональные отклонения (дети группы риска) и оставшиеся три — дети, имеющие хроническую патологию разной степени ее проявления. Уже в дошкольном возрасте дети, относящиеся к первой группе, составляют всего 25%, ко второй — 60%. Но с каждым годом обучения в школе количество детей из первой группы катастрофически снижается. У детсадовцев среди основных заболеваний на первом месте неврологическая патология, на втором — дефекты речи, на третьем — заболевания костно-мышечной системы.
На первом месте у школьников стоит патология костно-мышечной системы (40%), на втором — нарушения зрения и патология лор-органов (по 20%).
Вызывает озабоченность, что к окончанию школы количество детей с нарушением здоровья возрастает в разы. Например, заболеваемость близорукостью за 10 школьных лет увеличивается в 3,5 раза, вдвое увеличивается количество детей с нарушениями осанки и сколиозами.
По словам руководителя управления организации медицинской помощи населению департамента здравоохранения Самары Виктора Савельева, причина этого — малоподвижный образ жизни современных детей. Ребята, приходя из школы, вместо того чтобы бежать играть с друзьями в футбол, усаживаются за компьютер. Увлечение компьютерными играми и виртуальным общением — это и есть основная причина возникновения проблем со здоровьем у школьников.
Согласно данным, приведенным в докладе Татьяной Волковой, катастрофически снижается репродуктивное здоровье подрастающего поколения. Среди самарских школьниц около 60 % имеют гинекологические заболевания. По словам Виктора Савельева, это связано с ранним началом половой жизни.
Для раннего выявления факторов риска и заболеваний в Самаре с 2011 года проводятся дополнительные профилактические осмотры для школьников 14 лет. В этом возрасте, при своевременном выявлении проблем со здоровьем, ребенка можно вылечить, не допуская перехода заболевания в хроническую форму.
- Углубленная диспансеризация школьников в возрасте 14 лет проводится с мая, - говорит Татьяна Волкова.
Осмотры проводятся такими специалистами, как эндокринолог, уролог-андролог, гинеколог. Проблемы с репродуктивным здоровьем характерны не только для Самары, но и для всей России.
Надежда есть!
По словам Татьяны Волковой, здоровье детей социально обусловлено. Оно зависит от здоровья родителей, наследственности, состояния окружающей среды, от условий проживания детей в семье. Но очень значимым фактором здоровья детей является организация медицинской помощи и система воспитания и обучения детей, включая физическое воспитание, охрану физического здоровья.
Медицинское обеспечение детей в муниципальных учреждениях Самары осуществляется на нескольких этапах. Амбулаторная помощь оказывается в системе поликлинических отделений муниципальных лечебных учреждений. Непосредственно в школах проводится профилактическая работа — профилактические осмотры, большая работа по вакцинопрофилактике, наблюдение за диспансерной группой детей, различные оздоровительные мероприятия, внедрение здоровьесберегающих технологий. 74% школ уже имеют лицензию на деятельность медицинских кабинетов.
В последние годы практически не регистрируются такие заболевания, как столбняк, полиомиелит, дифтерия, снизилась заболеваемость вирусным гепатитом Б, коклюшем, краснухой, гриппом. Это связано с активной вакцино-профилактикой. На сегодняшний день привито более 90% детей.
В Самаре удалось сохранить этап санаторной помощи детям. Продолжают функционировать санатории, работающие на бюджетной основе. За это лето 50 тысяч детей получили оздоровление в санаторных учреждениях.
Важным звеном в системе медицинской помощи детям является городской центр медицинской профилактики. Он проводит очень большую работу в образовательных учреждениях. Практически во всех районах города организованы университеты здоровья для родителей. Они работают на базе общеобразовательных школ.
С прошлого года начал функционировать центр здоровья подростков. Основные направления его деятельности — профилактическая, лечебно-диагностическая, психологическая, социальная. Все услуги в нем для детей бесплатные. Там работают эндокринологи, гинекологи, урологи, психологи.
Развивается система физического воспитания школьников — открываются школьные бассейны, спортивные площадки. Постепенно каждое образовательное учреждение города станет соответствовать новым государственным стандартам, нацеленным именно на сохранение здоровья детей.
Для сохранения здоровья молодого поколения работают не только медики, но и педагоги при тесном сотрудничестве с родителями.
Семья имеет огромное значение в формировании здорового образа жизни. Здесь уместен очень показательный пример. По данным заведующей кафедрой стоматологии детского возраста СамГМУ Альфии Хамадеевой, в 2010 году на одного самарского школьника приходилось 3,5 больных зуба! Оказалось, что большинство детей просто не приучены чистить зубы после еды — их этому родители не научили. Сказывается и нездоровое питание — упор на углеводную пищу, что негативно сказывается на состоянии зубов. Поэтому, по словам Альфии Хамадеевой, пробелы в семейном воспитании может восполнить система образования, например, в финских детских садах детишек учат не только чистить зубы после еды, но и правильно жевать пищу!
Поэтому в сбережении детского здоровья все общественные институты должны действовать слаженно и в партнерстве. Иначе мы рискуем потерять целое поколение.