Экономика Банковскими картами пользуются редко

Банковскими картами пользуются редко

Число держателей банковских карт увеличивается, но привычка расплачиваться наличными еще сильна. По данным общероссийского опроса MasterIndex, в 2011 году количество держателей банковских карт выросло до 63%, и хотя число владельцев банковских карт приближается к показателям Европы и США, для развития безналичной формы расчетов в России еще достаточно препятствий.

Приближаемся к развитым странам

MasterCard опубликовал данные опроса MasterIndex, посвященного привычкам держателей банковских карт. Это исследование регулярно проводится среди жителей России в возрасте 25-45 лет. Выяснилось, что число держателей банковских карт среди опрошенных россиян увеличилось на 8% по сравнению с результатами аналогичного опроса в конце 2010 года и достигло 63%.

Большинство опрошенных (77%) имеют всего одну карту, у 19% респондентов - две, и лишь 3% постоянно пользуются тремя банковскими картами. Наиболее распространены в России зарплатные карты – такие есть у 88% опрошенных. 14% пользуются кредитными картами, 11% дебетовыми и 8% – социальными.

«Думаю, что среди совершеннолетних в России как раз примерно 55-65% держателей. И в Самарской области ситуация примерно такая же. В Самаре банковский сектор развит весьма неплохо по сравнению с Россией в целом, – считает генеральный директор консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов. – В США практически каждый совершеннолетний гражданин является держателем банковской карты – они имеются у 98,4% совершеннолетних американцев».

Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин полагает, что доля держателей пластиковых карт в РФ приближается к уровню развитых стран, но доля привлеченных «пластиковых» кредитов в несколько раз меньше. «Доля держателей пластиковых карт в Самарской области, по-видимому, ниже, чем этот усредненный показатель по РФ, поскольку его значения «вытягивают» вверх данные крупнейших мегаполисов, где держателей карт существенно больше, чем в среднем по РФ», – такое мнение высказывает эксперт.

Для сравнения: в первом квартале 2010 года, по данным исследования «Мониторинг розничного рынка. Банки» агентства Profi Online Research, почти половина (49%) опрошенных жителей крупных российских городов трудоспособного возраста имели как минимум одну банковскую карту. Этот опрос показал, что «пластик» в равной мере востребован среди клиентов банков как в Москве, так и в других регионах России. Причем и в столице, и в регионах более половины опрошенных имеют по одной карте. Треть респондентов пользовались двумя картами, а приблизительно каждый десятый отметил, что имеет три и более.

Причем и в первом квартале 2010 года большинство карт, которыми пользовались респонденты, являлись зарплатными. Также в ходе исследования была выявлена зависимость между уровнем дохода участников и количеством дебетовых карточек, которые у них имеются. Оказалось, что чем выше доход человека, тем больше у него карт. Так, у людей с совокупным месячным доходом более 80 тыс. рублей и выше вдвое чаще оказывалось три и более карт, чем у тех, чей доход не превышает 25 тыс. рублей.

Нормальный рост

В среднем количество держателей карт в России за последний год увеличилось, по данным опроса MasterIndex, на 8%. При этом женщины оказались более активными – среди них число пользующихся «пластиком» выросло на 11%, а среди опрошенных мужчин – лишь на 4%.

«Я думаю, что данные прироста соответствуют действительности, они приблизительно соответствуют динамике общего прироста банковских активов, которые увеличились с начала года на 14%. Портфель Сбербанка, крупнейшего игрока в этом сегменте, в январе-сентябре текущего года более чем удвоился, составив 50 млрд рублей. Показатель доли количества держателей карт в РФ соответствует публиковавшимся в СМИ ранее оценкам, – отмечает Александр Осин. – Это нормальный процесс вовлечения потребителей в сферу бизнеса финансовых услуг на фоне восстановления экономики и рынка труда, расширения банковского бизнеса в условиях высокой конкуренции».

Дмитрий Цибизов называет увеличение рынка на 8% в год по количеству пластиковых карт умеренным ростом. «Думаю, что рост количества держателей карт связан с несколькими аспектами карт: это удобно, это безопасно, это недорого», – поясняет Дмитрий Цибизов.

Действительно в ходе опроса держатели карт выделили такие преимущества пластиковых карт, как: безопасность (этот вариант выбрали 51%), удобство использования (49%), высокая скорость оплаты (46%), скидки и бонусы (48%), широкая сеть распространения и использования банковских карт (40%). 28% опрошенных считают использование банковских карт модным и прогрессивным. А четверть респондентов особо оценили возможность перевода денег с одной карты на другую.

По данным прошлогоднего исследования Profi Online Research выяснилось, что вне зависимости от уровня дохода респондентов, а также вне зависимости от банка, в котором они имеют дебетовые карты, степень удовлетворенности участников исследования этой услугой оказалась достаточно высока. Менее 10% пользователей дебетовых карт отметили тогда, что их что-то не устраивает.

Что мешает

По данным исследования, в основном пластиковыми картами расплачиваются в супермаркетах (81% опрошенных), магазинах электроники и мобильной связи (43% респондентов) и в магазинах одежды и обуви (39%). Реже банковские карты использовали для оплаты на автозаправках (10%), в ювелирных магазинах и аптеках (по 8% опрошенных). По результатам опроса, средняя сумма покупки по банковской карте в России составила 2600 рублей.

Главной причиной, мешающей пользоваться «пластиком», респонденты назвали привычку платить наличными. Так ответили 49% опрошенных. Кроме того, 14% сообщили, что приходится расплачиваться наличными, поскольку карты не принимают в торговых точках, где хотелось бы ими расплатиться. 11% респондентов просто не очень хорошо знают, как пользоваться банковскими картами, а 8% опрошенных отметили, что при безналичной оплате трудно контролировать расходы.

«Как раз основными факторами, сдерживающими развитие рынка карт, являются привычка в использовании наличных и невозможность расплаты картами в огромном количестве мест, – уверен Дмитрий Цибизов. – В Европе и США даже на рынке зачастую можно рассчитаться картой. У нас даже не во всех ресторанах счет можно оплатить с помощью «пластика». Поэтому банкам, помимо выпуска все большего числа карт и маркетинга на привлечение клиентов - физических лиц, очень важно развивать удобные и выгодные предпринимателям сервисы эквайринга».

Александр Осин считает, что прежде всего развитие безналичной оплаты тормозит необходимость нести дополнительные затраты по обслуживанию расчетных систем, которые, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса, дороже, чем услуги, связанные с наличными платежами. «Во-вторых, такая система предполагает «белую» бухгалтерию, что также снижает в нынешних условиях ее привлекательность. Для граждан сохраняется недоверие к системе электронных платежей, которая в дополнение к обычным рискам, связанным с мошенничеством, еще и создает эффект вмешательства в личную жизнь пользователей карт со стороны операторов бизнеса», – рассуждает экономист.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления