Минтранс РФ предлагает в десять раз увеличить штрафы за правонарушения на транспорте. Ведомство разработало соответствующие изменения в Административный кодекс. В случае принятия документа пассажирам влетит в копеечку непристегнутый ремень при взлете или посадке самолета, невыключенный мобильный телефон на борту, курение в туалете лайнера и тамбуре поезда и другие нарушения. Кроме того, предполагается ужесточить штрафные санкции к недобросовестным перевозчикам.
Наследие «Булгарии»
В Министерстве транспорта РФ разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях...» в части уточнения составов этих нарушений на транспорте и увеличения административных штрафов.
Десятикратное увеличение предполагается в отношении штрафов за курение на борту самолета или в тамбурах пассажирских поездов, распитие спиртных напитков, нетрезвые скандалы на борту авиалайнеров и выбрасывание мусора из окон поездов. В качестве альтернативы штрафу разработчики намерены ввести административный арест на 15 суток. Кроме того, предлагается повысить штрафы за нарушение правил фото, видео- и киносъемки, а также пользования средствами радиосвязи на борту самолета.
В частности, штраф в размере 20-50 тыс. рублей (либо административный арест на срок до 15 суток) предлагается ввести за «невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений капитана». Например, если пассажиры не подчиняются его требованиям не курить, не шуметь на борту и перестать распивать спиртные напитки. Сейчас за такое правонарушение полагается максимум 5 тыс. рублей.
Значительно увеличить штрафы планируется и за нарушения на железнодорожном транспорте. Сейчас за курение в тамбуре могут оштрафовать только на 100 рублей. Эта сумма настолько незначительна, что пассажиры практически не обращают внимания на запрещающие знаки. Однако в случае принятия вышеназванных поправок штрафы за использование тамбура в качестве курительной комнаты вырастут сразу в десять раз.
Но не только пассажиров накажут рублем, предусмотрено ужесточение дисциплинарных взысканий и для перевозчиков. Во многом здесь сыграла роль катастрофа, произошедшая с теплоходом «Булгария», когда из-за нарушения условий лицензирования судно утонуло и погибли 122 человека. При этом суд оштрафовал владельцев теплохода всего на 50 тыс. рублей. Для сравнения: за проданные пассажирам билеты было получено 400 тыс. рублей. А на операцию по поднятию судна и вовсе затратили еще более 500 млн рублей государственных средств.
В Минтрансе РФ уже подготовлен законопроект по увеличению штрафов для перевозчиков. Так, за неисполнение в срок предписаний инспекторов Ространснадзора физическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 10 до 15 тыс. рублей, для юридических лиц штраф составит от 50 до 70 тыс. рублей (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет), для индивидуального предпринимателя сумма штрафа составит от 700 тыс. до миллиона рублей либо его деятельность может быть приостановлена на срок до трех месяцев. Игнорирование замечаний для юрлиц обойдется от 700 тыс. до миллиона рублей, предусмотрено также приостановление деятельности компании.
Впрочем, пока это лишь рабочие предложения, открытые для обсуждения и внесения корректив.
Главное – безопасность
Необходимость увеличения штрафов не оспаривается ни перевозчиками, ни экспертами. Ведь неподчинение правилам поведения на транспорте – это прямая угроза здоровью и жизни окружающих людей.
«Поправки направлены в первую очередь на повышение безопасности перевозок пассажиров, груза и багажа, повышение безопасности на транспорте в целом. Административные штрафы, которые существуют сегодня за правонарушения на транспорте, несоизмеримы с теми последствиями, которые наступают при несоблюдении правил безопасности, поведения на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры», – считает начальник службы корпоративных коммуникаций филиала ОАО «РЖД» – Куйбышевская железная дорога Вячеслав Степанов.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов также оценивает поправки в Административный кодекс положительно: они должны помочь дисциплинировать наших пассажиров, увеличить сборы за проезд, снизить число различных происшествий и ЧП на транспорте. Что же касается экономического эффекта, то напрямую его подсчитать невозможно.
«Выражаться он будет в увеличении оплаты проезда, сокращении различных задержек транспорта, а значит, повышении эффективности его работы, уменьшении затрат», – отмечает эксперт.
Не только взыскание
Повлияет ли увеличение штрафов на перевозчиков? «Перевозчики обновляют парк безотносительно того, накладывают на них штрафы или нет, – подчеркивает Дмитрий Баранов. – Они это делают потому, что техника изнашивается, ее нужно менять, растет конкуренция и пассажиры не доверяют обветшалому подвижному составу, кроме того, уже существующее законодательство весьма строго относится к компаниям, которые используют технику ненадлежащего качества, а уж если происходит какое-то ЧП, тем более, если с ранением или гибелью людей, то уголовное дело возбуждается автоматически, и не только у менеджеров, но и у владельцев компании есть все шансы лишиться свободы на длительный срок. Никто не выпустит на железную дорогу вагон, не прошедший лицензирование и сертификацию, то же касается и самолета, и речного/морского судна. Ведь в этом случае к ответственности будут привлечены и те лица, которые отправили в рейс такую технику, дали «добро» на перевозку людей или грузов».
Вячеслав Степанов сообщил, в частности, что ОАО «РЖД» постоянно обновляет и модернизирует парк подвижного состава. Например, в 2011 году в Куйбышевский филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания» (пассажирские перевозки в дальнем сообщении) поступило два новых купейных и 12 плацкартных вагонов.
Что касается пассажиров, то, как считает Дмитрий Баранов, рост штрафов на часть из них может повлиять, и они «успокоятся», а на часть может, наоборот, подействовать раздражающе и их агрессия увеличится.
«Вообще, просто увеличение штрафов не способно переломить ситуацию, необходимо планомерное воспитание наших людей, повышение их культуры поведения, причем делать это надо с детства, тогда и оплачивать билеты будут почти все, и в самолетах дебоширов станет меньше, как, впрочем, и хулиганов, рвущих стоп-кран в вагонах», – полагает эксперт.
Вячеслав Степанов обратил внимание на то, что необходим необременительный и действенный механизм взимания штрафов, должны быть уполномоченные на это должностные лица. И тогда резкое увеличение штрафов должно повлечь изменения в поведении пассажиров.