Уже несколько дней родственники призывников одной из самарских воинских частей бьют тревогу: здесь с простудными заболеваниями слегли более двухсот солдат, из них 49 - с пневмонией. Потерпевшие говорят, что их долго держали на плацу под дождем. Военная прокуратура уже сделала вывод о нарушениях со стороны командования части. Последнее же от комментариев воздерживается.
Лечили аспирином
На КПП воинской части 65349 в поселке Кряж нас встречают невозмутимого вида солдаты. Парни говорят, что с прессой им общаться нельзя, но не удерживаются от комментария: «Подумаешь, заболели человек тридцать, вот в 2005 году, когда я уже служил здесь, у нас полчасти слегло», - делится воспоминанием дежурный по КПП. После сорока минут ожидания у закрытых ворот дежурный передает: командование части к прессе не выйдет, комментариев не будет.
В центре скандала эта воинская часть оказалась в начале недели. С понедельника родители призывников начали обзванивать СМИ и сообщать жутковатые подробности. «Мой сын Евгений 12 июня поступил в медроту, позже он позвонил и сообщил, что сильно болен, но медицинской помощи ему практически не оказывают, - рассказал житель Кемерова Борис Бекбулатов.- Мы с женой бросились в Самару. В это время активисты из региональной организации «Комитет солдатских матерей» стали звонить в Екатеринбург и жаловаться в штаб округа».
По словам отца, лечили Евгения без изысков: от высокой температуры и кашля ему три дня давали парацетамол и аспирин. А так как для всех заболевших мест в медблоке не хватало, солдата вернули в строй. Но вскоре от сильных головных болей и высокой температуры парню стало совсем плохо, и только тогда Бекбулатова-младшего увезли в госпиталь в Самару. Здесь больному поставили диагноз: двусторонняя пневмония и обострение гайморита.
«Я написал заявление в прокуратуру гарнизона с жалобой на руководство воинской части и просил привлечь их к ответственности за неоказание медицинской помощи моему сыну»,- сообщил отец солдата. Мужчина решил оставаться в Самаре до тех пор, пока здоровье сына окончательно не поправится.
Построение под дождем
Диагноз «пневмония» поставлен и другому военнослужащему, Владимиру Пушкареву. Парень был призван из Омска. «Мы выходили на плац на построение даже в сильный дождь, - говорит Владимир Пушкарев. - В госпиталь меня направили только после того, как в 7 утра у меня зафиксировали температуру 39,9 и высокое артериальное давление. Флюорография показала правостороннюю пневмонию. А те, у кого состояние не такое тяжелое, остались лечиться в медчасти». Пушкареву врачи также обещали подлечить гипертонию, но только после выписки из госпиталя.
Всего, по официальным данным, в госпиталь с диагнозом «пневмония» из воинской части №65349 попали 49 солдат. Четверо из этих парней, по данным на вторник, находились в реанимации, двое - в тяжелом состоянии. По словам потерпевших и их родителей, слегли с заболеванием солдаты по большей части из-за того, что 4 июня командование части выгнало парней на построение в сильный дождь.
«Действительно ли это было так, можно будет говорить после того, как квалифицированные люди проведут проверку», - сообщил заместитель начальника группы информобеспечения Центрального военного округа по Самаре Алексей Айданов.
Ведется проверка
«Сейчас мы проводим проверку по факту происшедшего», - пояснил нам военный прокурор Самарского гарнизона Владимир Шулятников. Впрочем, на сегодняшний день ревизоры уже сделали выводы о вине командования части.
«С мая по нынешнее время из части с простудными заболеваниями были госпитализированы 240 человек, 49 из них с пневмонией, - говорит заместитель военного прокурора Центрального военного округа Вячеслав Зайцев. - Сейчас они находятся на излечении в Самарском военном госпитале. Спровоцировал это комплекс причин. Во-первых, прибыло свыше двух тысяч человек молодого пополнения, из которых 150 человек уже имели простудные заболевания. Ошибка командования в том, что они этих людей своевременно не изолировали. Не было оказано и полноценной своевременной медицинской помощи. Плюс - условия скученности. Не были соблюдены требования воинских уставов по объему воздуха на человека».
Заместитель прокурора говорит, что свою роль сыграло и злополучное построение под дождем 4 июня. «Действительно, 4 июня где-то в течение часа проходило построение личного состава бригады, в том числе во время дождя, - объясняет Зайцев. - В связи с выявлением этого и других перечисленных нарушений мы внесли представление на имя командующего второй армией».
По словам Вячеслава Зайцева, разбирательство сейчас продолжается и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Aвторы: Елизавета Муртазина, Ксения Штефан
Вячеслав Зайцев, заместитель военного прокурора Центрального военного округа: «Вопрос о возбуждении уголовного дела пока решается. Решение будет принято после того, как станет ясна тяжесть последствий. Основанием для возбуждения уголовного дела могут быть тяжкие последствия. Если их не будет, то, вероятно, определенные лица понесут административную или дисциплинарную ответственность, возможно, будут отстранены от занимаемой должности».