По статистике, у 90% школьников есть отклонения в психическом или физическом здоровье. Какие болезни «зарабатывают» дети за школьной партой? И можно ли их избежать?
Бедный желудок
Одна из самых распространенных школьных напастей – гастрит. «Статистика неутешительна: к окончанию школы детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, становится вдвое больше, – отмечает врач-педиатр Елена Малькова. – Причины возникновения: еда всухомятку, большие перерывы между приемами пищи, отсутствие в рационе горячих блюд. Основные симптомы: периодические ноющие боли в верхней части живота, изжога». Врачи убеждены, что значительного количества гастритов можно было бы избежать, если бы дети правильно питались. В первую очередь это означает, что ребенок обязательно должен идти в школу сытым.
На завтрак ребенок должен съесть теплую пищу: кашу, омлет, может быть, даже котлету. Питательные вещества из переваренной пищи поступают в кровь, та, в свою очередь, в мозг, который благодаря питанию активно работает. И голова лучше соображает. У школьников самый работоспособный период - с 9 до 11 часов утра и с 4 до 6 часов вечера. Так что завтрак и обед просто необходимы. Около 12 часов дня нелишним будет второй завтрак: фрукты, бутерброды, чай. Если ребенок категорически возражает против школьных завтраков, заворачивайте ему еду с собой. «Только съесть ее он должен не всухомятку, стоя в коридоре, а сидя за столом в буфете и обязательно чем-нибудь запивая, – поясняет Елена Малькова. – А вот шоколадками, как советует реклама, перекусывать не надо. Начинает активно выделяться желудочный сок, а у ребенка пропадает аппетит. Всем известно, как вредна пища из забегаловок, где продают фастфуд. Но родители преспокойно покупают там еду даже маленьким детям. Что уж говорить о школьниках».
Профилактика гастрита проста: дробное питание (5-6 раз в сутки), полноценный рацион, обязательное присутствие мясных или овощных бульонов. И, конечно, полноценный завтрак.
Эти глаза напротив
Число близоруких детей к моменту окончания школы увеличивается в пять раз. Есть даже термин – школьная близорукость. Развитие близорукости зависит от трех факторов: генетической предрасположенности, состояния соединительной ткани (оно зависит от общего состояния здоровья) и повышенных зрительных нагрузок. На генетическую предрасположенность не повлияешь, но о ней нужно знать, чтобы уделить глазам ребенка еще больше внимания. Ведь где тонко – там и рвется. «Начинать надо с раннего детства, – советует врач-офтальмолог Владимир Анисимов. – Для начала надо оградить ребенка хотя бы до трех лет от компьютера. Важно следить за правильной осанкой. Kомната должна быть правильно освещена, нельзя работать за компьютером или смотреть телевизор в полной темноте, нужен дополнительный источник освещения. Профилактика близорукости немыслима без занятий спортом. Самыми полезными для глаз считаются пинг-понг, бадминтон. Важно правильно кормить ребенка. В его рационе должны присутствовать молочные продукты, мясо, жирные сорта рыбы».
Если близорукость прогрессирующая, можно предотвратить ее развитие. Понятно, что для этого нужно обратиться к врачу. Он назначит необходимое лечение.Самостоятельно можно делать зарядку для глаз. Вот несколько упражнений. Сильно зажмурить глаза, а затем открыть, вращать ими по часовой и против часовой стрелки, двигать глазами вверх-вниз, повторить 10-15 раз. Это восстанавливает кровообращение в глазной мышце. Сильно сжать-разжать веки – 5-10 раз. Это увеличит приток крови к глазам. Совершать круговые движения головой, руками – 10-15 раз. Это улучшит состояние сосудов шеи, сонной артерии, позвоночника. Можно растереть воротниковую зону – это улучшит кровообращение.
Невроз неизбежен?
Различными формами неврозов страдают до 50% школьников. Причины возникновения простые и непобедимые: несоответствие между требованиями педагога и возможностями ученика, чрезмерные нагрузки, хроническое недосыпание. Дефицит ночного сна, например, у учеников младших классов составляет 1,5-2 часа в день. Он проявляется чувством тревоги, беспокойством, напряжением, неуверенностью в себе, беспокойным сном. «Диапазон проявлений школьного невроза достаточно велик, – рассказывает Елена Малькова. – Можно рассмотреть три основные группы учащихся начальных классов. Первая группа – это дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу во время занятий, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению не только к учителю, но и к одноклассникам. Как правило, учатся плохо, самооценка завышена. Вторая группа – это относительно успевающие ученики, которые удовлетворительно ведут себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия. Родители и учителя отмечают резкие изменения настроения у ребенка, как будто его подменили. Ребенок теряет контакт с действительностью, интерес к окружающему, погружается в собственные переживания, иногда частично отказывается разговаривать со взрослыми. А у третьих, при внешнем кажущемся благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: они боятся отвечать у доски, говорят тихо, при устных ответах с места заметен тремор (дрожание) рук. Эти дети плаксивы, неуверенны, всегда находятся в стороне. Они очень ранимы, у них наблюдаются беспричинные длительные навязчивые переживания. Боятся быть неготовыми к уроку, боятся строгого учителя. Иногда такие дети даже вовсе отказываются ходить в школу».
По последним рекомендациям врачей-невропатологов, дети даже с незначительными поражениями центральной нервной системы должны с трехлетнего возраста постоянно наблюдаться у специалистов и проходить интенсивную коррекционную терапию. А еще нужна простая профилактика: не грузите детей сверх меры домашними и дополнительными занятиями, не преувеличивайте значимость школьных оценок, следите за режимом дня. И помните – никакие «пятерки» не заменят ребенку здоровья.
Елена Малькова, врач-педиатр:«Еще одна серьезная школьная проблема – нарушения осанки. Они выявляются у 40-80% школьников. Причины возникновения просты и банальны: слабые, недоразвитые (или нетренированные) мышцы спины, длительное вынужденное неправильное положение тела, неудобная мебель дома и в школе, неправильно подобранный портфель или ранец. При сутулости грудной отдел позвоночника выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. При сколиозе мы видим боковое искривление позвоночника
Меры профилактики может позволить себе каждый. Это подбор мебели, соответствующей росту ребенка, выработка удобной позы при письме и чтении, занятия спортом, закаливающие процедуры, полноценное питание».
Aвтор: Елена Ерофеева