RU63
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Самаре

Погода+15°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

3 м/c,

сев.

765мм 55%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Экономика Чего ждет Самарская область от вступления в ВТО?

Чего ждет Самарская область от вступления в ВТО?

Скоро полгода, как страна окончательно вступила во Всемирную торговую организацию. Эксперты анализируют первые результаты. Они пока в большинстве негативные. А что ждет Самарскую область?

Первые ласточки

22 августа Россия стала полноправным членом ВТО, а с 1 сентября начала выполнение обязательств, которые налагает на нее этот статус. Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое больше иностранного сыра, сгущенки и масла, а импорт сухого молока вырос более чем в три раза. В новом году ввозные пошлины будут снижаться еще больше, а субсидии отечественным производителям сократятся. В таких условиях российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом.

Еще одной жертвой ВТО стало российское свиноводство. Импорт свинины вырос на 50% сразу после вступления в ВТО, и зарубежные производители наращивали свою долю на рынке вплоть до Нового года. В итоге цены на необработанную свинину рухнули с 94 до 65 рублей за кг, что может сделать выращивание свиней в России нерентабельным уже со следующего года.

Прежние прогнозы

Ранее главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин давал такой прогноз: «Наиболее рентабельные и низко рискованные отрасли АПК России - свиноводство и птицеводство - окажутся под давлением, рентабельность этого бизнеса существенно сократится, компании будут вынуждены интенсифицировать поиск решений, необходимых для снижения издержек... Впрочем, среднее снижение таможенных тарифов и пошлин для ряда отраслей АПК в 4-5% в перспективе нескольких лет недостаточно велико, чтобы ожидать итогового «сжатия» производства даже в указанных отраслях сельского хозяйства с учетом их рентабельности и динамики мирового спроса».

В этом смысле куда более прозорливым оказался губернатор Самарской области Николай Меркушкин. На проходившем в Самаре в начале осени пленарном заседании специальной комиссии Совета Федерации, посвященном как раз стратегии развития страны в свете предстоящих последствий от вступления в ВТО, он заявил: «Больше всего проблем, на мой взгляд, предвидится в сельском хозяйстве. Отечественным животноводам конкурировать на мировом продовольственном рынке трудно: кредит получить практически невозможно, поскольку у крестьян нет имущества или средств для залогов. А если заем все-таки дают, то не меньше чем под 13% годовых, в то время как, например, датский крестьянин кредитуется под 0,3%... Сложности могут возникнуть в производстве мяса и молока. В животноводстве необходимо создавать конечный продукт более глубокой переработки, чтобы потом его не покупать на Западе. До 34% мы везем из-за пределов страны, создавая там рабочие места. Сегодня по мясу мы уже имеем проблемы, связанные с Таможенным союзом. Ведь его, например, из Белоруссии можно привозить без труда. Но на 20% снизилась закупочная цена для отечественных животноводов, а не для покупателей в магазинах. Потому что торговые сети цены не снижают».

Новые оценки

Впрочем, для потребителей обострение конкуренции в мясной отрасли означает неизбежное снижение цен, т. к. под конец года свинина уже начала дешеветь примерно на 0,5% в месяц, свидетельствуют сегодня эксперты.

Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин уже заявил, что гибель отечественного животноводства впоследствии все равно ударит по кошелькам россиян: «Каждое новое рабочее место в животноводстве стимулирует создание еще шести-восьми рабочих мест в других отраслях промышленности и сельского хозяйства. Поэтому, мне кажется, не следует ставить задачу снижения цены. Наборот, надо держать курс на то, чтобы наши доходы были высокими и стабильными, чтобы у нас были рабочие места. А если у нас все будет дешево, но из-за границы, рабочих мест не будет».

«Самарская область никогда не была аграрной территорией. Даже в условиях товарно-хлебного производства царской России наша губерния выполняла роль перевалочного пункта», - категоричен президент Национального института финансовых менеджеров Дмитрий Яковенко. По его словам, здесь всегда процветало обусловленное исторически коневодство и разведение баранов, ибо для коровы нужно подбирать пастбище, требующее условий для произрастания 50 видов трав, тогда как бараны куда менее прихотливы и требовательны в еде и условиях проживания. Яковенко уверен, что вышеперечисленные новости рынка переработки сельхозпродукции несущественны для Самарской области хотя бы потому, что даже согласно данным программы обеспечения продовольственной безопасности и до вступления в ВТО львиная доля продовольствия практически всех видов завозилась к нам из других регионов и стран.

Стабильная непонятность

Российскому автопрому пока удается выжить в условиях ВТО, говорят эксперты, но лишь благодаря введению утилизационного сбора, который компенсировал отмену ввозных пошлин на иномарки. Скачок импорта автомобилей был зафиксирован только в августе, затем рынок вернулся к привычным объемам. Властям удалось на время защитить отечественного производителя, но повышение сборов с импорта не решает главной проблемы - низкого качества российских автомобилей. «Единственное, что может спасти отечественный автопром, - это внедрение новых технологий... Даже рынок вторичных иномарок выигрывает конкуренцию по качеству у новых автомобилей отечественного производства», - заявил независимый аналитик Роберт Краснов «Вестям ФМ».

У АвтоВАЗа есть на это время, но совсем немного - пять-семь лет. Ввозные пошлины на новые автомобили с момента присоединения нашей страны к ВТО уменьшатся с 30% до 25% и в течение трех лет останутся на этом уровне. После этого они будут снижаться примерно по 2,5% в год, пока через семь лет не достигнут отметки в 15%. На подержанные автомобили с момента присоединения к ВТО будет установлена пошлина 25% с различными специфическими ставками.

Николай Меркушкин и президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров практически одновременно заявили, что модернизация группы предприятий идет полным ходом. В частности, по словам главы региона, автомобилестроительная отрасль в губернии более других готова работать в условиях ВТО и быть конкурентоспособной. «Если говорить о Самарской области в плане работы в условиях ВТО, по моим ощущениям, наиболее активно и последовательно сегодня работают автомобилестроители, в частности, ОАО «АвтоВАЗ», - подчеркнул губернатор. - Сейчас они вместе с альянсом Renault-Nissan модернизируют производство для того, чтобы быть конкурентоспособными». По информации Меркушкина, АвтоВАЗ ведет работу с производителями автокомплек-тующих, вводит жесткие правила для них, и эти меры принимаются для повышения конкурентоспособности вне зависимости от вступления России в ВТО. Все это через пять-семь лет позволит АвтоВАЗу конкурировать с зарубежными производителями, уверен самарский губернатор.

Однако по прошествии некоторого времени Яковенко прогнозирует проигрыш АвтоВАЗа и всего отечественного автомобилестроения. «Но одновременно это приведет и к выигрышу для автолюбителей - машины от Renault, KIA, Ford и так далее будут стоить столько же, сколько стоит «Лада». При этом по качеству мы вряд ли догоним этих производителей», - уверен эксперт.

Тихая гавань

Вот кому почти совсем ничего не грозит в Самарской области, по мнению Яковенко, так это предприятиям нефтяной и газовой промышленности, поскольку сырье (биржевой товар в чистом виде) не является предметом регулирования ВТО, то же самое можно сказать про ТоАЗ и КуАЗ.

А продукция «Волгабурмаша» и СПЗ настолько эксклюзивна, что заводы не имеют конкурентов не только в странах СНГ, но и практически на всем континенте. Скажем, ближайший завод, производящий подшипники валков блюмингов, находится в Китае. Да, там дешевле рабочая сила, зато запасы руды для производства высоколегированной стали, используемой для производства этой продукции, не идут ни в какое сравнение с российскими.

А по сему, уверен эксперт, уровень спроса, обусловленный конъюнктурой рынка, и отсутствие реальных конкурентов обеспечит беспрепятственный сбыт товаров предприятий этой группы в обозримой перспективе.

Однако западные специалисты предрекают российской экономике быстрый спад. И Самарская область, по их мнению, не станет исключением. Так, например, согласно исследованию Strategic Business Solutions (SBS), выполненному по заказу «ВТО-Информ», Самарская область в связи со вступлением в ВТО может потерять до 342 тыс. рабочих мест к 2020 году. В денежном эквиваленте потери региона к этой же дате, по расчетам тех же иностранных аналитиков, могут составить от 141 до 323,5 млрд рублей. Но не стоит забывать, что SBS при своих расчетах не учитывало выигрыш экспортеров от облегченного доступа на зарубежные рынки, которые вполне могут компенсировать потери. И потом, это им так хочется. Впрочем, все мы знаем, что умом Россию не понять.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления