Персонаж Ефремова — много старше актера
Персонаж Ефремова — много старше актера

Представители театра «Современник» опубликовали официальное заявление по поводу инцидента в Самарском театре оперы и балета. Некоторые зрители спектакля «Не становись чужими» остались недовольны постановкой из-за поведения Михаила Ефремова.

По словам горожан, актер вышел на сцену с опозданием в полчаса и был нетрезв. Когда артиста попросили говорить громче, он якобы вышел из себя и обругал публику матом.

—Размышляя о том, что произошло на первом спектакле, могу сказать следующее. С моей точки зрения, главной ошибкой было везти на гастроли новый, еще не до конца вставший на ноги спектакль. Премьера «Не становись чужим» состоялась в Москве в январе этого года, то есть полтора месяца назад. К тому же эта конкретная постановка требует серьезной подготовки зрителя, предварительной работы с публикой, в ходе которой было бы объяснено, какого рода произведение им предстоит увидеть. Это, судя по всему, не была сделано ни пиар-службой театра, ни сотрудниками принимающей нас на гастролях компании. И пьеса Пинтера, и постановка Газарова, осуществленная в жанре черной комедии, а порой и гиньоля, требуют определенной подготовки. На афише спектакля, сделанной для Самары, был размещен крупный план Михаила Ефремова в образе его персонажа Макса — очень старого человека, к тому же малосимпатичного. Таким образом мы пытались дать понять, что ждать от спектакля появления Михаила в привычном образе веселого и обаятельного человека не стоит. К сожалению, этого оказалось недостаточно, и вины театра я в данном случае не отрицаю. Но зритель, очевидно, ожидал увидеть совсем другое.

Второе. Сцена любого оперного театра — не лучшее пространство для показа драматических спектаклей. Как показала практика, требуется подзвучка для того, чтобы всему залу было слышно все, что говорят на сцене. В силу целого ряда обстоятельств на первом спектакле ее не было, что тоже является виной театра, и мы ее признаем. И хотя каждый из участников спектакля — а все они профессиональные артисты с большим опытом и хорошо поставленными голосами — старались как можно громче подавать текст, ни одного из них не было хорошо слышно, особенно тогда, когда, следуя поставленной режиссером мизансцене, они должны были произносить текст не напрямую в зал, а в сторону или отвернувшись от него. Физическая невозможность услышать все, что говорят на сцене, помноженная на незнакомую сложную пьесу и эксцентричный рисунок ролей, вызвали волнение в зрительном зале и многочисленные, не всегда доброжелательные, реплики, призывающие артистов говорить громче. Это и сподвигло Михаила Ефремова ответить на крики из зрительного зала, причем сделать это не от себя лично, а в образе своего героя Макса, персонажа, как я уже говорил, малоприятного. Безусловно, опытному артисту не стоило этого делать. Печально, что Михаилу Олеговичу не удалось справиться с этой ситуацией.

Как бы там ни было, факт остается фактом: пусть и в конфликтной ситуации, но спектакль состоялся, он был доигран до конца и значительной частью зрителей был понят, — сказал Игорь Попов.

Игорь Попов стал директором театра «Современник» в 2014 году. Ранее он работал в БДТ им. Г. Товстоногова в должности исполнительного директора. С 2004 г. — заместитель директора Московского Художественного театра. 

Сам Михаил Ефремов рассказал СМИ, что самарские жители просто неправильно поняли постановку.

— Это Пинтер, черная английская комедия. Немножко не догнали, вот и все. Точнее, даже одна женщина не поняла, которая это всё писала, — приводят слова актера федеральные издания.

Сергей Филиппов надеется, что актер принесет извинения
Сергей Филиппов надеется, что актер принесет извинения

Ранее министр культуры Самарской области Сергей Филиппов, который также присутствовал в зале во время спектакля, назвал поведение актера безобразным и выразил надежду, что руководство «Современника» найдёт способ извиниться перед самарской публикой.

«О недавнем спектакле с участием Михаила Ефремова. Спектакль коммерческий, к его организации Минкультуры отношения не имело, поддержки не оказывало. На спектакле был как обычный зритель. Уходить со спектакля не имею привычки, даже если не нравится. Выходку Ефремова считаю безобразной. Надеюсь, что руководство «Современника» найдёт способ извиниться перед самарской публикой. Выбор спектакля на совести организаторов, мне лично пьеса не понравилась. К самому театру отношусь с уважением. Следующий спектакль, «Пять вечеров», показал, что театр уважения заслуживает. Что касается ряда комментаторов, то вынужден заметить: в отличие от публики в зале пишущие самарские хамы ничуть не лучше выступающих московских, даже в депутатском статусе», — написал Сергей Филиппов на своей странице в фейсбуке.

«Не становись чужим» — первый опыт взаимодействия московского театра «Современник» с драматургией выдающегося английского драматурга, нобелевского лауреата Гарольда Пинтера. Жанр спектакля — трагикомедия: пограничный, сложный, но дающий массу возможностей получить подлинное удовольствие от игры как актёрам, так и зрителям. Ансамбль артистов «Современника», играющих странное, жестокое, смешное семейство (в роли его главы Михаил Ефремов), рискует пройти «по тонкому льду» жанра, сочетая психологизм с гротеском, загадочное с аналитическим, а яркую, сочную, смелую театральную форму — с глубоким проникновением в хитросплетения внебытовых тонкостей истории, происходящей в почти бытовых на вид обстоятельствах.