7 декабря суббота
СЕЙЧАС -1°С

«Купчиха стала революционером»: как Самара жила с именем Куйбышева

25 января по праву можно считать вторым днем рождения города.

Поделиться

Кому в Самаре выдавали свидетельство о рождении в космической колыбели? Где взяли деньги на монумент Славы? Как набережная в Куйбышеве мотивировала мужчин гладить рубашки? Об этом и многом другом в неформальный второй день рождения города — 25 января (именно в этот день Куйбышев переименовали в Самару) — читайте в нашем материале. 

Один из символов Самары — Центральный универсальный магазин — начал работать в Куйбышеве в 1967 году

Один из символов Самары — Центральный универсальный магазин — начал работать в Куйбышеве в 1967 году

27 января 1935 года — Самара стала Куйбышевым.

— Сам факт переименования был очень неприличным. Из одной газеты, которая вышла в январе 1935 года, куйбышевцы узнали о двух фактах: что скончался Валериан Куйбышев в Москве, а второе, что «по их многочисленным просьбам» Самара переименована в Куйбышев. Это было настолько неприличным, что никто и не собирался считать себя жителями Куйбышева. Это не было решением города, и никому оно здесь не было интересно, — рассказывает доктор исторических наук, профессор Самарского государственного экономического университета, доктор исторических наук Глеб Алексушин.

Место у подножия памятника Куйбышеву — своего рода президиум на крупных городских мероприятиях

Место у подножия памятника Куйбышеву — своего рода президиум на крупных городских мероприятиях

Валериан Куйбышев — революционер, советский партийный деятель, родился 6 июня 1888 года в Омске в многодетной семье военного и учительницы. На счету Куйбышева восемь арестов, четыре побега, ссылки. В 1917–1919 годах возглавлял самарский губком РСДРП. В открытых источниках есть данные о двух его детях — Владимире (1917) и Галине (1919). Валериан Куйбышев входил в состав Политбюро ЦК ВКПб. Являлся одним из разработчиков первой пятилетки, советником Сталина по экономике, председателем комиссии по оказанию помощи челюскинцам. Умер он ровно через 10 дней после убийства в Ленинграде своего соратника Сергея Кирова. Похоронен Валериан Куйбышев в кремлевской стене.

Это событие стало отправной точкой в новой истории города на Волге. Самара буквально закружилась в водовороте событий.

— Еще вчера по улицам купеческого города бегали лошадки, сегодня здесь уже машины с дипломатическими номерами, — рисует картину того времени профессор Самарского университета, научный сотрудник Самарского литературного музея Михаил Перепелкин.

Имя Валериана Куйбышева стали присваивать многим городским объектам. В том же 1935-м на Соборной площади разрушили Кафедральный собор. Спустя три года на этом месте построили дом культуры, рядом установили 11-метровую статую революционера. Бывшая Соборная площадь стала площадью имени Куйбышева.

Какие еще населенные пункты до сих пор носят имя Куйбышева:
• Новокуйбышевск (Самарская область);
• Куйбышевский район Самары;
• город Куйбышев в Новосибирской области (расположен в 327 км от Новосибирска);
• село Куйбышево в Хакасии.

Посмертная маска Валериана Куйбышева, выполненная самарским скульптором Александром Куклевым

Посмертная маска Валериана Куйбышева, выполненная самарским скульптором Александром Куклевым

Большая стройка на Безымянке

Лето-осень 1935 года — примерно в это время в городе появляются исправительно-трудовые лагеря. Заключенные «Самаралага» в том числе строят Куйбышевскую гидроэлектростанцию в районе поселка Управленческий.

Сентябрь 1939 года — начало Второй мировой войны.

Стройку гидроузла приостановили (впоследствии гидроэлектростанцию возвели под Тольятти. — Прим. 63.ru), а рабочую силу перекинули на строительство авиационных заводов в Куйбышеве. Для размещения крупных оборонных предприятий выбрали окрестности станции Безымянка. Стройкой занялся «Безымянлаг». В те годы он насчитывал около 80 тысяч заключенных. К этому лагерю в 1940-м присоединили и «Самаралаг». Постепенно вокруг большой стройки вырос рабочий поселок. Историю этого района подробно изучил самарский писатель Андрей Олех.

Певец Безымянки Андрей Олех

Певец Безымянки Андрей Олех

— Это место пропитано своей непростой, жестокой историей, при этом оно необычайно красиво. К тому же у Безымянки осталось противопоставление городу. Многие старожилы до сих пор говорят: «Поехали в город». Даже я так говорю. У этого есть исторические корни. Примерно в 1936 году Самара насчитывала 300 тысяч населения, а к началу 1950-х она доросла до 800 тысяч за счет Безымянки и построенных там заводов. В новый район приезжали из деревень. И новые жители обосновали полудеревенский быт со своими перекрытыми дворами. Они, я даже из своего детства помню, создают атмосферу уюта и защищенности. Детей всегда выпускали одних гулять: всё свое, двор, соседи. Вот и сейчас приятно гулять по Безымянке, — рассказывал в интервью 63.ru автор «Безымянлага».

Запасная столица

В годы войны Куйбышев стал запасной столицей СССР.

7 ноября 1941 года  — на площади Куйбышева прошел один из трех главных парадов СССР.

Прямо с площади Куйбышева бойцы отправлялись на фронт

Прямо с площади Куйбышева бойцы отправлялись на фронт

В Самаре вот уже несколько лет в ноябре проходят парады Памяти, которые реконструируют историческое шествие по площади Куйбышева 7 ноября 1941 года. 

Здесь располагались правительство, дипломатические представительства. Сюда из западных районов страны эвакуировали промышленные предприятия.

На местных заводах выпускали знаменитые штурмовики и истребители.

«Летающий танк» — в центре транспортной развязки на Кирова

«Летающий танк» — в центре транспортной развязки на Кирова

10 декабря 1941 года — из цеха в Куйбышеве вышел первый самолет Ил-2. Конструкторы называли его «летающим танком», немецкие пилоты-истребители «бетонным самолетом», а солдаты вермахта — «черной смертью». Это был самый массовый боевой самолет в истории. В Советском Союзе выпустили более 36 тысяч экземпляров, большую часть из них в Куйбышеве.

Памятник штурмовику в Куйбышеве торжественно открыли 9 мая 1975 года в честь тридцатой годовщины победы в Великой Отечественной войне.

1 ноября 1942 года — в Куйбышеве построили бункер Сталина. «Объект № 1» оборудовали под землей на глубине 37 метров под зданием, в котором находился Куйбышевский обком (сейчас здесь располагается Самарский государственный институт культуры. — Прим. 63.ru).

Бункер строили для верховного главнокомандующего на случай, если он решит покинуть столицу. Рассекретили сооружение в 1990 году. Сегодня здесь располагается Музей гражданской обороны.

Главный зал заседаний в бункере Сталина

Главный зал заседаний в бункере Сталина

Модель «объекта № 1»

Модель «объекта № 1»

Референты-стенографисты должны были сидеть спиной к главному столу

Референты-стенографисты должны были сидеть спиной к главному столу

«А на набережную деньги найду!»

Лето-осень 1945 года — Куйбышев становится крупнейшим промышленным, научным и культурным центром в стране. Здесь работают предприятия авиационной, машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности. Так как заводы были преимущественно военными, город после войны был закрытым. Тем не менее жизнь в Куйбышеве продолжается. Берег Волги постепенно приобретает ухоженный вид.

Даже и не скажешь, что это средняя полоса России

Даже и не скажешь, что это средняя полоса России

— Набережную строили практически всё то время, пока Самара была Куйбышевым. Некоторые считали, что лучше бы построить больницы, школы. Но кто бы ни стоял у руководства города, каким бы ни был бюджет, всегда находились деньги для набережной. Это важно для города. Хотя бы потому, что у людей появилось желание по утрам гладить рубашку. И сегодня гостей города обязательно привозят на набережную, — рассказывает Михаил Перепелкин.

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года набережная в Самаре преобразилась.

Футбольная команда «Крылья Советов» образца 1946 года

Футбольная команда «Крылья Советов» образца 1946 года

Большой пожар на реке Самаре

1947 год — на пересечении улицы Льва Толстого и Садовой установили первый светофор (по некоторым данным — в 1942-м. — Прим. 63.ru).

Уже в 50-е годы троллейбусы ходили по проспекту Масленникова

Уже в 50-е годы троллейбусы ходили по проспекту Масленникова

Лето 1947 года — на реке Самаре произошла крупная трагедия.

— Был очень сильный пожар, который фактически привел к возможности взрыва огромной нефтебазы. В итоге могла быть уничтожена значительная часть Самарского района. Группа наших пожарных героически боролась с огнем, многие тогда погибли, — вспоминает историк Глеб Алексушин.

Мост через Самару в створе улицы Главной достроили в 1954 году

Мост через Самару в створе улицы Главной достроили в 1954 году

Миллионный житель Куйбышева «спровоцировал» стройку метро

1958 год — на государственном заводе № 1 начали выпускать ракеты Р-7. Завод (сейчас это ракетно-космический центр «Прогресс». — Прим. 63.ru) перепрофилировали с авиационной продукции на ракетно-космическую.

Здесь делают ракеты-носители, которые доставляют корабли и космонавтов на МКС

Здесь делают ракеты-носители, которые доставляют корабли и космонавтов на МКС

В цехе сборки РКЦ «Прогресс»

В цехе сборки РКЦ «Прогресс»

В Куйбышеве, в военном санатории «Волга», проходил медицинское обследование Юрий Гагарин. Сюда же, на берега Волги, его отправили отдыхать после легендарного полета в космос.

Юрий Алексеевич в Куйбышеве

Юрий Алексеевич в Куйбышеве

1966 год строители сдали в эксплуатацию Дворец спорта на Молодогвардейской. К сожалению, в 2017 году его снесли. 

Дворец спорта ЦСК ВВС — целая веха в судьбе нескольких поколений самарцев

Дворец спорта ЦСК ВВС — целая веха в судьбе нескольких поколений самарцев

14 сентября 1967 года — в Куйбышеве родился миллионный житель. 

Малютка Наташа с мамой

Малютка Наташа с мамой

— Родителей Наташи Беловой ожидало серьезнейшее испытание: их ребенка уложили в колыбельку, выполненную в виде космической ракеты. На регистрацию в ЗАГС пригласили местное телевидение. С важным событием молодую семью поздравляло все руководство области. По законам того времени город-миллионник имел права на дополнительные привилегии государства. Уже через некоторое время после рождения Наташи Беловой председатель исполкома Куйбышевского городского совета народных депутатов Алексей Россовский и первый секретарь партии Владимир Орлов мчались в Москву, чтобы выбивать у советских властей право на постройку в городе на Волге метрополитена. На глобальное строительство ушли многие годы. Ровно через 20 лет после рождения Наташи Беловой, в 1987 году, в самарской подземке пошел первый вагон, — говорит Глеб Алексушин.

На оформление станций метро власти не скупились

На оформление станций метро власти не скупились

Сегодня самарская подземка насчитывает 10 станций. На подходе новая станция — «Самарская».

1968 год — на заводе «Авиакор» начали серийный выпуск самолета ТУ-154.

1969 год — началось строительство нового речного вокзала.

Куйбышевская набережная в 1960-е годы

Куйбышевская набережная в 1960-е годы

1969 год — в эксплуатацию сдали шоколадную фабрику «Россия».

Флагман советской пищевой промышленности

Флагман советской пищевой промышленности

На Паниковского — по три копейки

5 ноября 1971 года — на площади Славы торжественно открыли монумент Славы.

Миниатюрный «Паниковский»

Миниатюрный «Паниковский»

— Как-то на площади Куйбышева организовали выставку с видами города. Фотографии сопровождал мой текст. Кто-то под изображением монумента Славы дописал историю про то, как на памятник собирали деньги, с каждого жителя города по три копейки. То есть памятник строили буквально всем миром на народные средства, — рассказывает с улыбкой Михаил Перепелкин.

Весна 1985-го

Весна 1985-го

13-метровую фигуру рабочего установили на 40-метровый постамент лицом к Волге. Монумент символизирует труженика, который держит в руках крылья — символ выпущенных в Куйбышеве военных самолетов.

Памятник стал широко известен за пределами Куйбышева как «Паниковский с гусем» за сходство с героем книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок».

«Стена плача»

«Стена плача»

Сегодня на Волжском склоне размещается монумент «Гордость, честь и слава Самарской области», который в народе прозвали «Стена плача».

1 ноября 1972 года — в эксплуатацию ввели первую очередь Куйбышевской ТЭЦ на улице Алма-Атинской.

Эти две трубы и по сей день согревают полгорода

Эти две трубы и по сей день согревают полгорода

Декабрь 1980 года — на пересечении Московского шоссе и улицы Авроры построили Центральный автовокзал.

1985 год — на Ленинградской демонтировали троллейбусную линию. Улица становится пешеходной.

Самарский Арбат

Самарский Арбат

1986 год — к 400-летию города на набережной установили стелу «Ладья».

Монумент «Ладья» к весне 2018 года преобразится

Монумент «Ладья» к весне 2018 года преобразится

Родился в Куйбышеве — живу в Самаре

25 января 1991 года — город снова стал Самарой. И это к лучшему, считают его жители.

— У нас Самара по логике была девочкой, а мы взяли и в 1935 году провели ей трансгендерную операцию, и город стал мальчиком. Купчиха стала революционером. Это же некрасиво по отношению к городу. Мы привыкли, что Самара женского рода, что это наша мать, купчиха, — говорит Глеб Алексушин.

Редакция 63.ru благодарит сотрудников архивной службы Самарской области за предоставленные фотографии.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Алекс
25 янв 2018 в 08:16

Была грязная торгашеская Самара - стал чистый рабочий Куйбышев. Сейчас опять Самара, и опять - барыги, мусор, грязь...это Куйбышев был запасной столицей, это Куйбышев был Космоградом, а купчихе всегда быть только торгашкой и барыгой. Мой родина - Куйбышев!

25 янв 2018 в 07:52

...да,статья добрая,но ради справедливости истории надо дописать...в настоящее время ранее достигнутый промышленный потенциал был банально распродан иностранцам и в частные руки(назвать поименно принимавших решение(что от этого в материальном и моральном плане выиграл город и жители),какие заводы в настоящее время и какую продукцию выпускают,соответственно какие ПТУ готовят квалифицированных молодых кадров для существующей промышленности...

Миша
25 янв 2018 в 09:58

Общественный транспорт развалили и распродали. К началу "святых" 90х в городе было 5 пассажирских автотранспортных предприятий, 11 "метеоров", 3 "восхода", 4 "ракеты". Что осталось ? Где всё это ?
Хорошо ещё, что ТТУ хоть держится на плаву и "восходы" восстановили. Судьба т.н. "МУП Пассажиравтранс", бывших ПАТП-4 и ПАТП-5, туманна в свете надвигающегося "банкротства". Вот такие "достижения".