16 июня воскресенье
СЕЙЧАС +16°С
  • 24 мая 2019

    Оставлять комментарии на 63.RU стало проще

    Теперь ваши комментарии появляются на сайте мгновенно: не нужно выбирать картинки и доказывать, что вы не бот. Давайте больше общаться на 63.RU!

    6 мая 2019

    Узнайте больше об авторах 63.RU! 

    Теперь на нашем сайте стали активны имена авторов публикаций. Кликнув на имя, вы сможете увидеть все материалы автора и информацию о нём. У каждого автора указана личная почта. 

    10 апреля 2019

    В мобильную версию добавили кнопку с комментариями

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на 63.RU в мобильной версии стало удобнее. Внизу каждого материала появилась закрепленная синяя кнопка с комментариями. Чтобы добавить свой отзыв, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    Еще

Ольга Журчева, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ПГСГА: «Вернуть сакральный смысл новогоднего праздника нельзя»

Поделиться

Новый год и Рождество – любимоевремя для самарцев. Но многие ли могут похвастаться знанием того, как встречализимние праздники наши языческие предки? И откуда пошла традиция наряжатьновогоднюю елку? Об этом и многом другом в интервью 63.ru рассказала профессор кафедры русской, зарубежнойлитературы и методики преподавания литературы ПГСГА, преподаватель фольклора ОльгаЖурчева.

ОльгаВалентиновна, расскажите, насколько отличается современное празднование Новогогода, от того, как это событие отмечали наши предки?

– Новыйгод, отмечающийся с 31 декабря по 1 января, не являлся праздником как таковым.Праздником он стал в самом начале 18 века, когда его ввел Петр Первый понемецкому образцу. Новый год наши предки в разные периоды отмечали по-разному.Могли осенью, могли в марте. Сейчас некоторые отмечают и так называемыйвосточный новый год. А древние формы зимнего праздника, который мы называемновым годом, наши предки именовали святками. А их связь с Рождеством появиласьуже после принятия христианства на Руси. Традиционные зимние святки былисвязаны не столько с новым годом, сколько с обычными календарными реалиями,например, с зимним солнцестоянием, началом нового солнечного цикла. Оченьмногие вещи, которые вошли в этот праздник и которые помнят сейчас, объясняютсяименно этим.

Расскажитеподробнее о святках: какие их древние формы сохранились до сих пор?

– Под святками наши предки подразумевали начало новогосолнечного цикла. И это отразилось в некоторых элементах праздника. Например,Вифлеемская звезда – мы привыкли, что это символ Рождества. Ее несли ряженые вовремя шествий. Как она выглядит? Многоугольник (чаще всего пяти- иливосьмиугольник), вписанный в круг. Но это изображение еще и традиционныйсолярный знак, т.е. знак, обозначающий солнце, призывающий солнце, новыйсолнечный цикл, который должен был принести хорошую погоду, надежду на урожай итак далее.

На святки существует еще одна важная традиция – ряжение.Ряжение – это непросто переодевание, а переодевание в костюмы и маски тех мистическихперсонажей, которые считались покровителями человека. Самыми распространеннымиявлялись костюмы и маски животных, чаще всего лесных. Разные народы верили, чтоих род, сообщество ведет свое происхождение от того или иного животного. Уславян такими животными были коза, медведь, конь или коник (конь), новстречались и другие – волк, журавль, петух и так далее. При этомсвяточные маски и костюмы делались всем миром, бережно хранились и передавалисьиз поколения в поколение.

Кроме того, была популярна маска «умруна», иначе говоря – покойника.Под покойником понимался предок ныне живущих людей, ему нужно было приноситьжертвы. Считалось, что предки обладали мистическим знанием: могли указать, гденаходится клад, могли предсказывать будущее. Поэтому для людей в древностивзаимоотношения с ними были очень важны. Отмечу, что «умрун» не имел видапривидения, мертвеца из современных фильмов ужасов. Он был одет в длинную белуюрубаху, своеобразный саван. Надевали эту рубаху прямо поверх зимней одежды. Учеловека, который изображал умруна, было выбеленное лицо, иногда ему дажеподрисовывали круги вокруг глазниц. Обязательными были зубы, вырезанные изредьки, брюквы или репы. И среди ряженых обязательной была маска шутовскогоцаря. Этот персонаж скорее связан именно с Рождеством. Это своеобразная памятьо тех трех волхвах (или царях), которые первые узрели Вифлеемскую звезду ипришли поздравлять младенца Христа.

Такая процессия шествовала по деревне и колядовала. Коляда – этобожество природы у язычников. Ее образ сохранился только в особых песнях – колядках.Это представление о матери-природе. Колядующие славили ее и жителей дома, кудаони пришли. За благословение хозяева жилища должны были чем-то угоститьколядующих.

Аесли хозяева отказывались?

– Былои такое, иногда попадались люди жадные, скупые и вредные. Тогда их проклинали.Проклятие, конечно, было шуточное, но воспринималось тогда вполне серьезно.Ведь это был период праздника! Он наделялся сакральным смыслом.

Какиеяства на столах были в то время?

– Святки– это праздник, который имел много составляющих частей. Та часть, о которой яговорила, включала в себя еще и ритуальное кушанье. Поскольку праздник былсвязан с растительностью – важнейшей частью его было пожелание будущего урожая –то и ритуальная еда была связана с аграрными культурами. Особым символомплодородия были зерно, хлеб и всевозможные хлебные изделия. Выпекались,например, печенья в виде фигурок животных, например, коз. В некоторых районахэта выпечка так и называлась – «козюльки». Когда-то это составляло основныедары для колядующих. Но со временем это ушло. Колядовала все больше молодежь,которая собирались своим кругом: неженатые молодые люди, незамужние девицы. Онисобирали складчину из угощений. Это могли быть пироги, домашние колбасы, сало,городские конфеты и сахар, которые, к слову, считались настоящим «деликатесом»для крестьян.

В конце 19 начале 20 века колядующими чаще становились ужедети. Даже у Гоголя в повести «Ночь перед рождеством» – этоконец 18 века – мы видим, что колядуют в основном молодые люди и для них этоуже не обряд, а игра, баловство.

Разуж мы заговорили о еде... Расскажите, откуда пошел этот стереотип, что русскийнарод в праздники всегда наедается до отвала и пытается поглотить даже больше,чем может? Ведь так действительно многие считают.

– Этоотносится к любому народу вообще. В древности люди верили в «магию первогодня»: что происходит в первый день нового календарного или жизненного цикла, тои будет сопровождать человека все время. Наша традиционная поговорка «как новыйгод встретишь, так его и проведешь» происходит именно оттуда. Это не простосвоеобразная присказка – это и есть магия первого дня. А поскольку праздниктесно связан с аграрной тематикой, он предполагал, что главное для человека – этовоспроизводство растительности, животных, самого человека. Человек более чемсейчас зависел от природных явлений, в том числе, и непредсказуемых инеуправляемых. Поэтому в определенные праздничные дни люди ели даже через силу,чтобы обеспечить плодородие природе и сытость для себя и близких в течениевсего года.

Ас чем связана современная традиция гадать в святки?

– Празднованиесвяток имело еще одну составляющую часть. Она связана с тем, что древние людиверили, что в определенные моменты календарного года, в частности, в днилетнего и зимнего солнцестояния наступает разгул нечистой силы. И в этот моментчеловек может узнать будущее, а самый простой способ узнать будущее – гадание.Гадание – это целый комплекс сложных мистических представлений и действий, нодо нас в основном дошли только девичьи гадания.

На жениха?

– Да. Зимние гадания «на жениха» оченьразнообразны. Они достаточно просты и иногда наивны, отвечают на такие простые вопросы:«Богат или беден будет будущий избранник?», «Блондин или брюнет?», «Скоро ливыйду замуж?», «Выйду ли вообще?» и так далее. Магия, которую использовали длятаких целей, называется гомеопатической, ее принцип – вызывание подобногоподобным. Были гадания, в которых задействовали животных. Например, насыпаликурице зерна на пол и выпускали. Куда пойдет клевать – направо или налево – оттудаи будет жених. Одно из популярнейших гаданий – с гребешком. Девушка вешала егов овчарне так, чтобы овечки могли задеть его. И на гребешке оставалась ихшерстка. Какой больше осталось – черной или белой – таким и будет жених.Брюнетом или блондином соответственно. Подобные гадания описаны в произведенияхПушкина и Жуковского. Там описано, как незамужние девушки бросали сапожок илитуфельку за забор или просто спрашивали у первого встречного парня – как тебязовут? Названное имя – есть имя будущего жениха.

Нобыли и более сложные гадания?

– Да.И даже где-то страшноватые, носившие мистический характер. Девушка пыталасьсловно бы войти в отношения с потусторонним миром. Такие гадания связаны, впервую очередь, с зеркалом. Зеркало в древности считалось своеобразным окном впотусторонний мир. Самая простая разновидность такого гадания – положить зеркальцепод подушку, чтобы во сне увидеть суженого-ряженого. Или читать заговор передзеркалом, чтобы он показался там. При этом гадать нужно было в потаенном месте.Лучше всего – в холодной бане, где нечистой силы было больше всего.

ОльгаВалентиновна, а было ли у наших предков подобие новогодней елки? Или этополностью европейская традиция?

– Вдревности в зимние святки наши предки ничего не наряжали. Ель или какое-тодругое дерево украшали в летние святки. Эта традиция была связана с играминезамужней и неженатой молодежи. Елка, наряженная, как правило, цветнымиленточками, обозначала сердечную привязанность. Молодой человек мог поставитьтакое дерево около дома своей возлюбленной, чтобы показать, что хочет на нейжениться. Вокруг наряженной елки или березы молодежь водила хороводы, пелапесни.

Самое интересное, что зимнее украшенное дерево возниклоименно по аналогии с летним – об этом можно прочитать в научных трудах пофольклору. А современная наряженная новогодняя ель потеряла все своимистические черты и стала просто знаком праздника. Но она все равно напоминаетнам о старой традиции.

Тоесть никакого сакрального смысла это дерево в себе не несет?

– Нет,и никогда не несло, если говорить о наряженной елке на новый год. Онаизначально была декоративным знаком праздника и торжества. Ее украшалиигрушками и лакомствами, что сразу сделало новогоднюю елку детской забавой. Ипраздник нового года сам по себе стал больше детским праздником, хотя егоотмечали все.

Аможет ли случиться так, что россияне вернутся к новогодним традициям своихпредков?

– Смысл праздников и обрядов не может быть обратим.Человеческое сознание эволюционирует, меняется. Мы можем осуждать этиизменения, но они объективны. Это происходит под напором цивилизации, ивернуть, конечно, сакральный смысл праздника нельзя. Может быть, это и ненужно. Но традиции нужно помнить и хранить.

Анынешние студенты-филологи и студенты-журналисты испытывают интерес к традициями обрядам наших предков или относятся к изучению предмета «устное народноетворчество» как к неизбежной обязанности?

– Всестуденты разные – у кого-то есть живой интерес, у кого-то нет. Но в данномслучае я не склонна обвинять их. Я вижу огромное изменение в сознании молодыхлюдей. Потому что сейчас нет мотивации к учению. Этому печальному фактуспособствуют СМИ. Это появилось и в школе с введением ЕГЭ.

Бывают такие студенты, которые может быть и учились быхорошо, но они еще, если можно выразиться, не проснулись для жизни. Оченьважным для обретения жизненного опыта в широком смысле слова являетсявозможность приобщиться к жизни и культуре тех людей, что жили много вековназад, наших далеких предков. Те, кто интересуются этой областью, делают длясебя открытия, удивляются каким-то вещам. Знакомство с фольклором родного народапозволяет в знакомом увидеть незнакомое, что очень расширяет возможностиполучения жизненного опыта и интереса к гуманитарному знанию.

ОльгаВалентиновна, что бы вы хотели пожелать нашим читателям в Новом году?

– Во-первых,здоровья. Мы живем в очень сложное время, когда оно особенно необходимо.Человеку, здоровому как физически, так и психически, и нравственно существоватьнамного легче. Во-вторых, на мой взгляд, важно быть в гармонии с собой иокружающим миром. Именно этого я и желаю читателям 63.ru – здоровья и гармонии!

ТЕКСТ

Наталья БЫКОВА

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Однако
17 янв 2011 в 17:48

Журчат ручьи во все концы...пой ....пой ...гитара то не твоя.

Лариса.
13 янв 2011 в 19:14

Вобщето я не атеистка и всем того желаю,ходить в церковь надо люди ,иначе заржавеете душевно.Лучьше каждый день.

Лариса.
13 янв 2011 в 15:40

читала однажды книгу"Жизнь Христа", в общем то в ней он позиционируется как обычный человек ,наделенный талантом врачевателя .кстати моя покойная бабушка говорила то же самое, когда я с ней затевала атеистические разговоры.