Город Суровые школьные будни

Суровые школьные будни

Как помочь школьникам адаптироваться к нагрузкам и спланировать режим дня в первые месяцы учебы после каникул Doctor63.ru рассказали врачи и психологи ведущих самарских центров. Большинство болезней и отклонений связаны с сильнейшими нагрузками...

Как помочь школьникам адаптироваться к нагрузкам и спланировать режим дня в первые месяцы учебы после каникул Doctor63.ru рассказали врачи и психологи ведущих самарских центров. Большинство болезней и отклонений связаны с сильнейшими нагрузками на ребенка, недостаточным количеством времени на отдых и неполноценным питанием – все это сказывается на здоровье детей, считают специалисты.

Чаще всего современный ребенок подвержен заболеваниям нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и костно-мышечной систем. Наиболее распространены среди школьников такие заболевания, как синдром нейро-циркуляторной дистонии, бронхиальная астма, частые респираторные заболевания, нарушение осанки, неврозы. Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения особенно характерно для учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой (гимназии, лицеи), получивших столь большую популярность в последние годы. Учебные нагрузки в школах «нового» типа настолько велики, что большая часть детей, обучающихся в них, имеют нарушения в состоянии здоровья.

Наиболее значительный прирост нарушений врачи отмечают в критические периоды детства: у младших школьников – в 7–10 лет – и у подростков – в период от 12 до 17 лет. Так, например, школьники первых классов должны учиться не более 20 часов в неделю, школьники со второго по четвертый классы – от 22 до 24 учебных часов, с пятого по восьмой классы – 30 учебных часов, с девятого по 11-й классы – 31 учебный час.

В структуре хронических болезней современных подростков по-прежнему на первом месте болезни органов пищеварения. В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы. Среди функциональных расстройств «лидируют» нарушения системы кровообращения. Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Поочему так происходит? Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм. Также на здоровье негативно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

Как же построить режим дня?

Физиологическое время для подготовки домашних заданий четко определено. У учащихся первого класса – один час, второго класса – полтора часа, третьих–четвертых классов – два часа, пятых–шестых классов – три часа, седьмого класса – 3,5 часа, с восьмого по одиннадцатый классы – четыре-четыре с половиной часа. Приступать к выполнению домашних заданий рекомендуется не ранее 16 часов, так как на это время приходится второй пик повышения суточной работоспособности (между 16–18 часами). При выполнении домашних заданий целесообразно, как и в школе, устраивать десятиминутные перерывы после каждых 30 минут для учеников первого и второго классов и на 15 минут после 45 минут домашних заданий для учеников более старших классов.

Рекомендуется ежедневная зарядка, занятия спортом, танцами, физический труд дома (девочки должны посвящать физической нагрузке от пяти до 12 часов в неделю, а мальчики – от семи до 15 часов в неделю). Необходимо контролировать продолжительность просмотра ребенком телевизионных передач и работы с компьютером (для младших школьников –один час, для школьников 10–14 лет – полтора часа, для подростков – два часа). Смотреть телевизор можно только на расстоянии трех-пяти метров от экрана при хорошем освещении комнаты.

Продолжительность полноценного ночного сна зависит от возраста: для школьников от шести до 10 лет – не менее 10 часов, 11–14 лет – не менее девяти часов, а для более старших – не менее восьми часов. Ложится спать и вставать желательно в одно и тоже время, сон и отдых на полужесткой кровати с небольшой подушкой под головой.

Проследите, чтобы ребенок не просиживал за компьютерными играми, не забывайте о витаминах. А самое главное – это дружелюбная обстановка в семье. Если вам что-то не нравится в школе, не обсуждайте это при детях. Это поможет и первокласникам, и детям более старшего возраста.

Но самая большая ошибка родителей – это попытка «дать своим детям как можно больше». Спорт, искусство, иностранные языки – как все успеть? «Часто мы хотим дать детям то, что сами не получили в детстве, и здесь мне хочется напомнить слова С. Харрисона, – говорит директор центра «Психология для всех», кандидат психологических наук Ольга Василевицкая. – Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем и своим детям и себе».

Правила «счастливой жизни»

По данным общественного интернет-опроса Министерства здравоохранения, 19,8% россиян считают, что школа нормализует режим дня ребенка, так как во время учебы школьники привыкают разделять работу и отдых. А вот 23,7% трудно вставать, так как ребенок «сова», поздно ложится спать. Всего в опросе приняли участие 1416 интернет-пользователей.

О том, как оптимизировать режим дня первоклашке и школьнику со «стажем», мы поговорили с директором Самарского центра психологии и развития Еленой Тюриной.

Как можно первое время облегчить первоклашке поход в школу: приучить рано вставать, делать уроки? Нужно ли спать днем ребенку?

Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, – это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Положительное отношение родителей к школе и учителям упростит ребенку период адаптации, а ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

Помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад.

Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека.

С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время.

Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Как спланировать режим дня ребенка, если кроме школы и уроков он еще посещает несколько раз в неделю кружки или музыкальную школу? Как не переборщить?

– Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью. Режим дня школьника – это чередование труда и отдыха в определенном порядке.

В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

  1. правильное чередование труда и отдыха;

  2. регулярный прием пищи;

  3. сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну;

  4. определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур;

  5. определенное время для приготовления домашних заданий;

  6. определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Формируя режим дня школьника, учитывайте периоды физического развития. Для разного возраста есть свои особенности. В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрая утомляемость при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растет быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.

В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Удачно составленный режим дня поможет преодолеть вашему ребенку трудности, он будет чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры или педиатром. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.

Какие рекомендации вы можете дать по питанию?

– Завтрак обязательно должен быть горячим, довольно плотным и составлять четверть от суточной потребности ребенка. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребенок получит в школе.

Вернувшись из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо, если ребенок поспит. Приготовление уроков лучше отложить до 15-16 часов дня, что соответствуетфизиологическому ритму наилучшего усвоения информации.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок посещает различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.

Какое значение имеет для ребенка правильный сон?

– После ужина наступило время прогулки перед сном. И очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию.

Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 часа. Оптимальным будет сон с 21:00 до 7:00. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут – 21 час, а старшие – в 22 часа, самое позднее – в 22 часа 30 минут. Конечно, вы можете менять занятия местами, основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное – сохранять чередование отдыха и труда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления