Город Родина баяна?

Родина баяна?

Первый в истории русский баян изготовили в Самаре. Так считает один из местных краеведов, который предложил установить в областной столице памятник умельцу, который жил в нашем городе. Сейчас в Самаре активно обсуждают создание этой скульптуры...

Первый в истории русский баян изготовили в Самаре. Так считает один из местных краеведов, который предложил установить в областной столице памятник умельцу, который жил в нашем городе. Сейчас в Самаре активно обсуждают создание этой скульптуры.

По словам директора «Средневолжской ассоциации мастеров» Леонида Рафельсона, первый баян смастерил Павел Чулков, который жил в Самаре в 19-20 веках. Он родился в Туле в семье гармонного мастера. В 1894 году 19-летним юношей Павел переехал в Самару и открыл здесь гармонную мастерскую. Как рассказал 63.ru Леонид Рафельсон, изучение жизни и деятельности Павла Чулкова он начал в процессе написания книги о Федоре Шаляпине. Чулков очень любил этого исполнителя и именно по его инициативе музыкант приехал выступать в Самару в 1909 году.

«О Чулкове не было практически никакой информации, и мне пришлось поднимать множество исторических документов, прежде чем удалось по частям сложить достоверную картину», – рассказывает краевед. Как оказалось, Павел Чулков, как человек с раннего детства увлекающийся музыкальными инструментами, в 1897 году усовершенствовал хроматическую гармонику, которую за 20 лет до этого создали отец Павла – Леонтий Чулков – и Николай Белобородов. Именно его изобретение, способное воспроизводить самые сложные музыкальные произведения, впоследствии стало называться первым русским баяном.

«Павел не был доволен гармонями того времени и все время пытался усовершенствовать их конструкцию, чтобы на них можно было исполнять музыкальные произведения любой сложности. Эти поиски приводят его к созданию в 1897 году первой хроматической гармони с полным басовым аккомпанементом. Это и был первый русский баян», – подчеркнул Леонид Рафельсон. За свое изобретение Павел Чулков получил серебряную медаль в Туле, что зафиксировано документально.

«Я не пытаюсь представить Чулкова как мирового гения. В том же 1897 году Паоло Сопрани патентует в Италии аналогичный инструмент – кнопочный аккордеон, который имел лишь небольшие отличия от русского баяна. Это говорит о том, что необходимость создания такого инструмента назрела. Чулков воплощает эту идею в России. Инструмент «дошел» до нашего времени, разумеется, сильно изменившись. Но он сделал это первый!» – утверждает Леонид Рафельсон.

Он убежден, что первооткрывателю русского баяна необходимо поставить памятник. «Я, как коренной самарец, горжусь тем, что живу в городе, в котором создали первый отечественный баян. И если Тула гордится своим самоваром, а Оренбург – своими знаменитыми платками, то я считаю, что я могу гордиться тем, что баян самарский. И я хочу, чтобы это закрепилось в сознании горожан и России в целом», – заключил Леонид Рафельсон.

Этот вопрос обсуждали на заседании организационного комитета «Культурная Самара», члены которого практически единогласно поддержали идею создания памятника Павлу Чулкову.

Однако сами жители Самары восприняли идею создания памятника двояко. Так, житель одного из домов по улице Куйбышева, на которой и планируется установить памятник, Андрей Воропаев говорит, что в целом он не против его создания, главное, чтобы власти это начинание не погубили. «У нас любят поддержать хорошую инициативу, пообещать помощь, а потом забыть про это, – считает горожанин. – Сколько всего нам обещали сделать в городе, и что мы в итоге получили? Сравните эти показатели, и вам все станет ясно без слов. Конечно, памятники нужны – Самара бедна на скульптуры. Но когда мы их увидим? На мой взгляд, нужно прекращать обсуждать и начинать делать. Вот только скульптура Павлу Чулкову не самая необходимая. Нужно поставить памятник Петру Алабину для начала, ведь его заслуги перед Самарой несравнимы с изобретением баяна. Хотя это тоже повод для гордости, не стану спорить».

Стоит отметить, что помимо возможности появления скульптуры Павла Чулкова, городские власти обсуждают также возможность установки еще нескольких памятников. Так, в текущем году в областной столице установят скульптуру главного героя фильма «Белое солнце пустыни» красноармейца Федора Сухова. Рассматривается два места его расположения – у спуска улицы Некрасовской, на которой жил создатель персонажа, драматург Валентин Ежов, и на Ленинградском спуске. Окончательно вопрос решится в мае, когда в областную столицу приедет скульптор, который сделает фигуру товарища Сухова. Кроме того, в этом году в городе появится памятник Юрию Деточкину из фильма «Берегись автомобиля», поставленного нашим земляком – режиссером Эльдаром Рязановым. У проекта уже есть спонсор, готовый профинансировать его установку. Несколько художников предложили свои варианты скульптуры: от одиночной фигуры борца с коррупцией Деточкина до сложной инсталляции, повторяющей сцену с подъемом гаража краном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления