–авиль јхметов, генеральный конструктор «÷— Ѕ-ѕрогресс»: «” российских ракетостроителей по€вились достойные конкуренты»
" src=
" src=
Ќа дн€х экипаж ћ — с орбиты поблагодарил самарское ÷— Ѕ «ѕрогресс» за легкость полета и надежность ракеты «—оюз». «Ётап выведени€ «—оюза» в космос – это просто сказка!» – сошлись во мнении российские космонавты и американские астронавты. ќднако не секрет, что «—оюз» – разработка давн€€, еще времен великого  оролева.  ак скоро на смену «—оюзам» придет новое поколение ракет?  огда будут осуществлены первые запуски с космодрома  уру? » сохран€ют ли российские ракетостроители ведущие позиции? Ќа эти и многие другие вопросы 63.ru ответил первый заместитель генерального директора, генеральный конструктор √Ќѕ – ÷ «÷— Ѕ-ѕрогресс» –авиль јхметов.

– –авиль Ќургалиевич, расскажите, над какими разработками сейчас ведетс€ работа на предпри€тии?  акие направлени€ €вл€ютс€ приоритетными?

– ѕо сути, приоритетными €вл€ютс€ все направлени€ без исключени€. Ќо если все же расставить акценты – то работа по заказам министерства обороны и –оскосмоса. Ёто прежде всего работы, св€занные с пилотируемой космонавтикой, пусками на международную космическую станцию (ћ —). Ќе секрет, что ћ — в основном обслуживаетс€ ракетами нашего предпри€ти€, «—оюзом – ‘√» и «—оюзом – ”». » основна€ задача – это доставл€ть космонавтов и грузы на ћ —. ћы ежегодно, в рамках программы, должны обеспечивать шесть пусков ракет-носителей. — 2010 года это количество может быть увеличено, так как программа по запуску американских шаттлов заканчиваетс€.

“радиционно «÷— Ѕ – ѕрогресс» занимаетс€ разработкой и изготовлением космических аппаратов «‘отон» и «Ѕион», кроме этого существует новый проект – по разработке аппарата ќ ј-“. Ёто довольно интересна€ программа...

– „то она из себ€ представл€ет?

– ≈сли говорить вкратце, то ќ ј-“ – это отдельный космический аппарат, летающий на орбите. ¬ определенный период времени он самосто€тельно осуществл€ет стыковку с ћ —. «атем в модуль заход€т космонавты, берут необходимое оборудование, закладывают новые образцы, провод€т эксперименты. ƒалее аппарат отстыковываетс€ от станции, а в специальных капсулах на «емлю сбрасываютс€ результаты экспериментов. Ќо пока что данное направление слабо финансируетс€, так что это перспектива на будущее.

– ј по линии министерства обороны много поступает заказов?

– «аказов хватает. Ёто и аппараты наблюдени€, и аппараты картографии, и многие другие. ’очу сказать, что есть довольно интересные и перспективные программы, которые позвол€т совершить принципиальный прорыв вперед в отрасли.

– –авиль Ќургалиевич, но это заказы «оборонки» и –оскосмоса... ј помимо государства есть ли частные инвесторы, интересующиес€ работой предпри€ти€?

– ѕрактически нет. —в€зано это прежде всего с тем, что частный инвестор стараетс€ обращать внимание прежде всего на те отрасли, где можно быстро получить финансовую отдачу, деньги. ¬ сферу высоких технологий, а тем более в космическую отрасль, частные инвесторы сейчас не идут – знают, что здесь быстрой отдачи нет. ¬ообще космонавтика – это убыточна€ отрасль, точно так же как, к примеру, образование или медицина. ƒа, в конечном итоге все вложенные деньги возвращаютс€ – через электронику, материалы, химию, лекарства. Ќо говорить инвесторам: «¬от мы вложили рубль и получили п€ть» –нельз€, ну нет такого. ѕоэтому они не гор€т желанием вкладывать свои деньги в космонавтику. ј отдельные государства или крупные иностранные фирмы, корпорации также работают скорее на развитие, на перспективу. ј не дл€ того, чтобы как можно скорее заработать. ¬озить за деньги в космос туристов – вот, по сути, единственна€ возможность заработать...

– Ќо летают космические туристы пока на наших, самарских «—оюзах»... ј вот широко разрекламированна€ на «ападе ракета-носитель «—оюз-—“». ¬ чем ее принципиальное отличие от «—оюз-2»?

– «—оюз-—“» не отличаетс€ от «—оюза-2» коренным образом. –азница лишь в том, что данна€ модификаци€ была разработана дл€ иностранного заказчика, который предъ€вил определенные требовани€ к ракете-носителю. ¬ частности, заказчик попросил нас модернизировать этот носитель с точки зрени€ безопасности использовани€ ракеты. Ќа «ападе прин€то так: когда стартует ракета, служба безопасности наблюдает за ее полетом. » в случае, если ракета изменила угол полета и вышла за пределы определенного коридора, то офицер безопасности нажимает кнопку, происходит подрыв ракеты. Ёто сделано из соображений безопасности, чтобы ракета случайно не упала на какой-нибудь объект. ƒл€ этого на ней размещают специальные взрывные устройства, локатор, прибор дл€ приема команды с «емли и так далее. „то касаетс€ –оссии, то традиционно, еще со времен ———–, у нас работает друга€ система. –усска€ ракета сама в состо€нии определить, когда она отклон€етс€ от курса и когда ей следует самоликвидироватьс€. —тавка на эту систему была оправдана – это доказали дес€тилети€ нашей работы. ќднако иностранные коллеги попросили нас изменить систему. » хот€ мы долго с ними спорили, все-таки пришлось уступить. —ама ракета «—оюз-—“» принципиально отличаетс€ лишь этим от «—оюз-2». ќстальные изменени€ «—оюза-—“» от «—оюза-2» – незначительные.

– Ќо как скоро на смену «—оюзам» придет нова€ ракета-носитель? √овор€т, «—оюзы» вскоре заменит принципиально нова€ разработка – ракета «–усь».

– «–усь» – пон€тие обширное.   слову, «—оюз-2» тоже раньше по бумагам носил название «ќпытна€ конструкторска€ работа "–усь"». „то касаетс€ следующего поколени€ ракет, которые будут отличатьс€ от «—оюза-2», то здесь проблема следующа€.  ак известно, –осси€ собираетс€ строить новый космодром в јмурской области. Ќо дл€ этого космодрома необходимо разрабатывать новую ракету. ѕоэтому эта ракета вполне может иметь название «–усь». » € очень надеюсь, что данный аппарат станет следующим этапом развити€ ракетостроени€ в стране. ≈стественно, что в работе над ракетой наше предпри€тие принимает активное участие. ¬едь только два предпри€ти€ в стране могут делать ракету-носитель в полном объеме, и «÷— Ѕ-ѕрогресс» одно из них. Ѕудет об€зательно объ€влен конкурс на работу по изготовлению ракеты-носител€ дл€ нового космодрома.  онкурс должен пройти в этом году. » мы об€зательно примем в нем участие.

– –авиль Ќургалиевич, но не растер€ла ли страна тот внушительный задел в отрасли, накопленный еще при —оветском —оюзе?  акими качествами русских ракет можно гордитьс€?

– ≈сли говорить о современных «—оюзах», то в первую очередь – высокой надежностью. Ёто главный критерий в ракетостроении и космонавтике. 12 окт€бр€ текущего года мы произвели запуск пилотируемого аппарата с трем€ космонавтами на борту. » это был 1736 пуск ракеты типа –-7, ту, которую еще начинал разрабатывать —ергей  оролев. ƒолжен вам сказать, что в мире нигде больше таких цифр нет, ракета доказала свою надежность. ¬торой показатель – это стоимость ракеты. «апуск наших ракет, а также их себестоимость, обходитс€ дешевле, чем зарубежных аналогов. “оже самое можно сказать о ракете «ѕротон», котора€ отвечает тем же параметрам как в плане надежности, так и в плане стоимости. Ѕлагодар€ этому мы пока еще сохран€ем лидирующие позиции по количеству запусков в мире.

– “ем не менее сейчас по€вились достойный конкуренты?

– ƒа. ”же вплотную к нам подбираютс€ индийцы. ” них ракеты также отвечают необходимым требовани€м надежности, и в то же врем€ они дешевые.   тому же на сегодн€шний день индийцы активно демпингуют, хот€т «отт€нуть» рынок запуска в свою пользу. —овсем близко подбираютс€ китайцы, которые вначале испытывали сложности с запусками. Ќо сегодн€ они активно наверстывают упущенное. ѕоэтому нам никак нельз€ тер€ть ни одну из тех позиций, о которых € упом€нул. ѕока нашей стране удаетс€ сохранить этот баланс – высокой надежности и сравнительно низкой цены. ¬ св€зи с этим на «ападе наши ракеты пользуютс€ большим спросом, больше половины мировых запусков ракет приходитс€ на русские ракеты.

– » поэтому, как и в любой другой отрасли, вам нужны ноу-хау и оригинальные решени€. –асскажите, как ведетс€ подготовительна€ работа по запуску ракет с космодрома  уру?

– Ћетом во французскую √виану был отправлен первый корабль с оборудованием. —ейчас продолжаетс€ монтаж на самом космодроме. ѕрактически все необходимые стартовые сооружени€ – стартова€ площадка, испытательный, а также заправочный корпуса готовы. ¬ 2009 году мы должны запустить первую ракету. Ќапомню, космодром находитс€ в ёжной јмерике во французской √виане, чуть ниже экватора. Ёто французский космодром, который существует уже давно. »менно с  уру осуществл€ютс€ запуски ракет типа «јриан». » вот теперь мы совместно с ними строим там еще одну стартовую площадку дл€ запуска «—оюзов». ѕреимущество этого космодрома в том, что он располагаетс€ вблизи экватора. Ёто позвол€ет «вывезти» в космос дополнительный полезный груз пор€дка тонны. ѕоэтому все страны стараютс€ делать космодромы как можно ближе к экватору.

– «÷— Ѕ-ѕрогресс» раньше носил название «јвиационный завод №1». —охранилась ли преемственность, есть ли авиационные разработки?

– ѕреемственность сохранилась. —ейчас предпри€тию 114 лет, а ÷— Ѕ как конструкторскому бюро в следующем году исполн€етс€ 50 лет. ј ведь начиналось все с московского велосипедного завода. ѕосле чего на нем стали собирать мотоциклы и автомобили, позднее начали изготовл€ть аэропланы. ¬о врем€ войны первый московский завод был эвакуирован в —амару, где на одной площадке вместе с ним был расположен воронежский авиационный завод №18. —обирали штурмовики »л-2, другую авиационную технику. ѕозже, в 50-е годы, было решено производить ракеты. Ќо сегодн€ руководство нашего завода понимает, что акцент лишь на одно ракетостроение делать не стоит. » сейчас совместно с фирмой «“ехноавиа» мы разрабатываем самолет «–ысачок».

– „то он из себ€ представл€ет?

– ѕо сути, самолет €вл€етс€ современным аналогом всем известного восьмиместного биплана јЌ-2.

– Ќо есть ли необходимость в производстве такого аппарата, ведь техника ушла далеко вперед?

– Ќа нем можно обучать молодых пилотов, окончивших летное училище. ƒело в том, что раньше в процессе обучени€ молодежи был четкий переход.  урсант оканчивал училище гражданской авиации, не менее трех лет летал на самолете јЌ-2. ѕотом его переучивали и сажали на “у-134, затем – на “у-154. “о есть была определенна€ цепочка, человек рос как пилот. Ћетать на “у-154 считалось высшим классом, поэтому и сажали туда людей с большим опытом. ј что сегодн€? ћолодежь выходит после училища, а летать не на чем... »х и сажают за штурвал “у-154, а бывает, и на «Ѕоинг» сразу. —оответственно, и катастрофы чаще случаютс€. «–ысачок» позволит исправить ситуацию.  роме того, он хорошо подходит дл€ региональных перевозок. ≈го можно использовать, к примеру, как грузовой или санитарный. «–ысачок» – самолет-труд€га!

–  огда планируете выпустить первый самолет?

– ѕока точных сроков назвать не могу. ¬ ближайшее врем€ планируем изготовить опытные образцы. ≈сли все будет в пор€дке, то «–ысачок» начнем выпускать серийно.