ондукторов предлагают перевести в контролеры
 ондукторов предлагают перевести в контролеры

ѕредложение об отказе от кондукторов в общественном транспорте вызвало в —амаре нешуточные споры. ќдни его поддержали, ссыла€сь на хамство некоторых сотрудников и высокие затраты городского бюджета на их содержание. ƒругие парировали тем, что самообслуживани€ в автобусах, троллейбусах и трамва€х не выйдет — просто платить никто не будет. „то же ждет —амару в случае одобрени€ инициативы власт€ми? 63.ru изучил опыт российских и зарубежных городов, где уже отказались от кондукторов, и собрал отзывы пассажиров.

«а последний год самарские кондукторы не раз оказывались в эпицентре скандалов. ѕожалуй, самой резонансной стала истори€ о незаконном использовании социальных транспортных карт, котора€ в итоге привела к установлению лимита на количество поездок.  ак сообщали региональные власти, некоторые работники общественного транспорта использовали такие проездные в корыстных цел€х — проводили их по несколько сотен раз, а собранные с пассажиров деньги забирали себе. 

ќбщественному транспорту —амары прочат еще одну «революцию»
ќбщественному транспорту —амары прочат еще одну «революцию»

—ейчас в —амаре кондукторы обилечивают пассажиров в наземном общественном транспорте с помощью считывателей (валидаторов). —тоимость проезда составл€ет 25 рублей. 

«атем последовал крах «ѕассажиравтотранса», который обеспечивал автобусные перевозки в городе, и соответственно увольнение дес€тков сотрудников. Ќекоторые даже стали участниками акции протеста, но в итоге многим пришлось перейти работать к коммерческому перевозчику.

“еперь вот горожане, а точнее самарец –афаэль ’ус€инов (впрочем, у него уже по€вилось немало сторонников), предложили вообще отказатьс€ от кондукторов в общественном транспорте. —вою идею, как нынче в —амаре модно, он озвучил в твиттере при обсуждении проблемы, когда кондукторы ссаживают с трамваев пенсионеров, у которых закончилс€ лимит поездок по социальной транспортной карте.

— ƒавно пора переходить на бескондукторный проезд. ћожет, стоит опробовать на каком-либо маршруте, установить аппаратуру и приучать людей к самообслуживанию. — пь€ными и наглыми пассажирами кондуктора всЄ равно ничего не сделают, — объ€снил самарец.

¬озможно, никто бы и не обратил внимание на этот комментарий, но власти, как областные, так и городские, по всей видимости, заинтересовались идеей. јдминистраци€ губернатора —амарской области рекомендовала профильным департаментам и министерствам обратить на нее внимание. ѕравда, пока инициативу подхватило только трамвайно-троллейбусное управление —амары. ѕредставители муниципального предпри€ти€ пообещали рассмотреть предложение горожанина.

—реди горожан же разгорелись жаркие споры насчет адекватности инициативы. —огласно результатам опроса, проведенного на 63.ru, 45% респондентов выступили против нее. Ќо беспокоит их даже не функционирование общественного транспорта, а судьба тех самых кондукторов, среди которых довольно много граждан предпенсионного возраста. 37% участников опроса поддержали предложение. ѕо их мнению, сокращение кондукторов позволит существенно сэкономить средства городского бюджета. Ќо некоторые горожане предложили свой вариант ответа. ќни считают, что если кондукторов заменить машинами, то пассажиры попросту не будут платить. 

—амары восприн€ли идею отказатьс€ от кондукторов неоднозначно
—амары восприн€ли идею отказатьс€ от кондукторов неоднозначно

— » как самарцы себе это представл€ют? ” людей совести не стало. ћногие на хал€ву захот€т ездить, — считает, например, самарец »горь Ўохин.

Ќо у автора идеи оказалс€ ответ на все озвученные претензии. ≈го аргументом стал опыт других городов.

— “ак было и в других странах, где пример€ли эту систему. Ќеобходимо выбрать систему рычагов и контрол€. ѕервое врем€ на маршруты выходило очень большое количество контролеров. Ќо, что удивительно, ожидание большого количества зайцев не подтвердилось. ј вот наличие контролеров заставило людей задуматьс€ о последстви€х отказа от оплаты проезда.  стати, освобожденных кондукторов можно как раз перевести на эту работу или в пункты продажи и пополнени€ транспортных карт, — считает –афаэль ’ус€инов.

Ќо так ли позитивен опыт российских и зарубежных городов, которые уже отказались от кондукторов в общественном транспорте? 63.ru собрал отзывы пассажиров.

«Ёти жуткие очереди на входе...»: опыт ћосквы

¬ столице –оссии уже 17 лет практикуют использование турникетов на входе в общественный транспорт. ƒл€ того, чтобы попасть в салон, нужно только приложить проездной к валидатору. «а наличные билет можно купить только у водител€. »значально устройства сто€ли и в трамва€х, и в троллейбусах, и в автобусах. Ќо в 2018 году систему автоматической оплаты проезда начали переводить на бестурникетный режим работы. ¬алидаторы теперь монтируют на поручни у каждой двери.

ѕричиной такой переделки стало недовольство москвичей и гостей города, так как посадка в автобусы, трамваи и троллейбусы стала занимать слишком много времени. ѕричем периодически у льготников не срабатывали на турникетах социальные карты. ѕо неофициальным данным, в этих случа€х в местах массового пассажиропотока посадка порой занимала от 30 минут до 1 часа. ј вот с какими проблемами сталкивались приезжие.

»з-за турникетов в ћоскве выстраивались очереди в автобусы
»з-за турникетов в ћоскве выстраивались очереди в автобусы

— я приехала в ћоскву впервые и просто не знала, что у них действовала така€ система. ƒумала, как в —амаре, заскочу в салон автобуса, достану деньги и оплачу проезд. Ќо неожиданно на входе оказалс€ турник. ѕришлось срочно сгребать мелочь в сумке. ќчередь всЄ росла — недовольство сто€щих в ней тоже. ¬ итоге мужчина, который сто€л за мной, устал ждать и просто оплатил проезд за мен€ своей транспортной картой, — рассказала жительница —амары ≈лена ѕетрова.

¬алидаторы vs водители маршруток: опыт Ќижнего Ќовгорода

ѕоволжье начало подхватывать тренд на бесконтактную систему оплаты значительно позже. ¬ Ќижнем Ќовгороде, например, на городские маршруты выпустили автобусы ѕј«, оснащенные специальным оборудованием.

¬от так просто нижегородцы могут оплатить проезд
¬от так просто нижегородцы могут оплатить проезд

— —читыватели установлены на поручни. «аходишь в салон, прикладываешь транспортную или банковскую карту к валидатору и проходишь.“е, у кого с собой только наличные, идут к водителю. Ќо у нас в основном они и обилечивают пассажиров, — рассказала жительница Ќижнего Ќовгорода ≈катерина.

 роме того, практика показала, что водитель об€зан проконтролировать и то, как пассажиры оплачивают проезд с помощью валидаторов. ѕорой доходило до конфликтов. 

Ќо горожане отдают предпочтение оплате проезда через водител€
Ќо горожане отдают предпочтение оплате проезда через водител€

— ¬ должностные об€занности водител€ входит контроль того, как пассажиры оплачивают проезд через терминалы, если кондуктора нет. ¬едь пассажир может воспользоватьс€ личной картой другого человека или льготной транспортной картой, хот€ он не относитс€ к этой категории граждан. «а это накажут водител€, могут лишить премии, — прокомментировали нашим коллегам из NN.RU в городском департаменте транспорта.

ѕолный автомат: опыт ≈вропы

¬ большинстве европейских городов уже давно отказались от кондукторов. —реди них ѕрага, ћюнхен, Ѕерлин, ќсло, –ига, ÷юрих, ∆енева, –им и другие.  упить билеты пассажиры могут заранее в специальных автоматах, которые установлены в общественных местах. ≈сть проездные, рассчитанные как на одну поездку, так и на 10 дней, на сутки, на неделю. ѕеред или при входе в общественный транспорт билеты нужно прокомпостировать. ƒл€ этого на остановках или в салонах установлено специальное оборудование. 

 азалось бы, проигнорируй эти правила и катайс€ на автобусах и трамва€х бесплатно. Ќо сделать это не получитс€. Ќапример, в √ермании билеты посто€нно провер€ют контролеры. ј в Ѕерлине они еще и получают дополнительную плату за каждого пойманного зайца.

 ак думаете, какой из этих вариантов подходит —амаре?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • “урникеты, нужно дисциплинировать пассажиров 
  • —читыватели транспортных карт на входе удобнее
  • јвтоматы — идеальный вариант
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€