Меняем кондукторов на машины? Чем обернется для Самары идея о бесконтактной оплате проезда

63.ru изучил опыт российских и зарубежных городов и собрал отзывы пассажиров

Поделиться

Все новости

Кондукторов предлагают перевести в контролеры

Предложение об отказе от кондукторов в общественном транспорте вызвало в Самаре нешуточные споры. Одни его поддержали, ссылаясь на хамство некоторых сотрудников и высокие затраты городского бюджета на их содержание. Другие парировали тем, что самообслуживания в автобусах, троллейбусах и трамваях не выйдет — просто платить никто не будет. Что же ждет Самару в случае одобрения инициативы властями? 63.ru изучил опыт российских и зарубежных городов, где уже отказались от кондукторов, и собрал отзывы пассажиров.

За последний год самарские кондукторы не раз оказывались в эпицентре скандалов. Пожалуй, самой резонансной стала история о незаконном использовании социальных транспортных карт, которая в итоге привела к установлению лимита на количество поездок. Как сообщали региональные власти, некоторые работники общественного транспорта использовали такие проездные в корыстных целях — проводили их по несколько сотен раз, а собранные с пассажиров деньги забирали себе. 

Общественному транспорту Самары прочат еще одну «революцию»

Фото: Роман Данилкин

Сейчас в Самаре кондукторы обилечивают пассажиров в наземном общественном транспорте с помощью считывателей (валидаторов). Стоимость проезда составляет 25 рублей. 

Затем последовал крах «Пассажиравтотранса», который обеспечивал автобусные перевозки в городе, и соответственно увольнение десятков сотрудников. Некоторые даже стали участниками акции протеста, но в итоге многим пришлось перейти работать к коммерческому перевозчику.

Теперь вот горожане, а точнее самарец Рафаэль Хусяинов (впрочем, у него уже появилось немало сторонников), предложили вообще отказаться от кондукторов в общественном транспорте. Свою идею, как нынче в Самаре модно, он озвучил в твиттере при обсуждении проблемы, когда кондукторы ссаживают с трамваев пенсионеров, у которых закончился лимит поездок по социальной транспортной карте.

— Давно пора переходить на бескондукторный проезд. Может, стоит опробовать на каком-либо маршруте, установить аппаратуру и приучать людей к самообслуживанию. С пьяными и наглыми пассажирами кондуктора всё равно ничего не сделают, — объяснил самарец.

Возможно, никто бы и не обратил внимание на этот комментарий, но власти, как областные, так и городские, по всей видимости, заинтересовались идеей. Администрация губернатора Самарской области рекомендовала профильным департаментам и министерствам обратить на нее внимание. Правда, пока инициативу подхватило только трамвайно-троллейбусное управление Самары. Представители муниципального предприятия пообещали рассмотреть предложение горожанина.

Среди горожан же разгорелись жаркие споры насчет адекватности инициативы. Согласно результатам опроса, проведенного на 63.ru, 45% респондентов выступили против нее. Но беспокоит их даже не функционирование общественного транспорта, а судьба тех самых кондукторов, среди которых довольно много граждан предпенсионного возраста. 37% участников опроса поддержали предложение. По их мнению, сокращение кондукторов позволит существенно сэкономить средства городского бюджета. Но некоторые горожане предложили свой вариант ответа. Они считают, что если кондукторов заменить машинами, то пассажиры попросту не будут платить. 

Самары восприняли идею отказаться от кондукторов неоднозначно

— И как самарцы себе это представляют? У людей совести не стало. Многие на халяву захотят ездить, — считает, например, самарец Игорь Шохин.

Но у автора идеи оказался ответ на все озвученные претензии. Его аргументом стал опыт других городов.

— Так было и в других странах, где примеряли эту систему. Необходимо выбрать систему рычагов и контроля. Первое время на маршруты выходило очень большое количество контролеров. Но, что удивительно, ожидание большого количества зайцев не подтвердилось. А вот наличие контролеров заставило людей задуматься о последствиях отказа от оплаты проезда. Кстати, освобожденных кондукторов можно как раз перевести на эту работу или в пункты продажи и пополнения транспортных карт, — считает Рафаэль Хусяинов.

Но так ли позитивен опыт российских и зарубежных городов, которые уже отказались от кондукторов в общественном транспорте? 63.ru собрал отзывы пассажиров.

«Эти жуткие очереди на входе...»: опыт Москвы

В столице России уже 17 лет практикуют использование турникетов на входе в общественный транспорт. Для того, чтобы попасть в салон, нужно только приложить проездной к валидатору. За наличные билет можно купить только у водителя. Изначально устройства стояли и в трамваях, и в троллейбусах, и в автобусах. Но в 2018 году систему автоматической оплаты проезда начали переводить на бестурникетный режим работы. Валидаторы теперь монтируют на поручни у каждой двери.

Причиной такой переделки стало недовольство москвичей и гостей города, так как посадка в автобусы, трамваи и троллейбусы стала занимать слишком много времени. Причем периодически у льготников не срабатывали на турникетах социальные карты. По неофициальным данным, в этих случаях в местах массового пассажиропотока посадка порой занимала от 30 минут до 1 часа. А вот с какими проблемами сталкивались приезжие.

Из-за турникетов в Москве выстраивались очереди в автобусы

— Я приехала в Москву впервые и просто не знала, что у них действовала такая система. Думала, как в Самаре, заскочу в салон автобуса, достану деньги и оплачу проезд. Но неожиданно на входе оказался турник. Пришлось срочно сгребать мелочь в сумке. Очередь всё росла — недовольство стоящих в ней тоже. В итоге мужчина, который стоял за мной, устал ждать и просто оплатил проезд за меня своей транспортной картой, — рассказала жительница Самары Елена Петрова.

Валидаторы vs водители маршруток: опыт Нижнего Новгорода

Поволжье начало подхватывать тренд на бесконтактную систему оплаты значительно позже. В Нижнем Новгороде, например, на городские маршруты выпустили автобусы ПАЗ, оснащенные специальным оборудованием.

Вот так просто нижегородцы могут оплатить проезд

Фото: Наталья Бурухина

— Считыватели установлены на поручни. Заходишь в салон, прикладываешь транспортную или банковскую карту к валидатору и проходишь.Те, у кого с собой только наличные, идут к водителю. Но у нас в основном они и обилечивают пассажиров, — рассказала жительница Нижнего Новгорода Екатерина.

Кроме того, практика показала, что водитель обязан проконтролировать и то, как пассажиры оплачивают проезд с помощью валидаторов. Порой доходило до конфликтов. 

Но горожане отдают предпочтение оплате проезда через водителя

— В должностные обязанности водителя входит контроль того, как пассажиры оплачивают проезд через терминалы, если кондуктора нет. Ведь пассажир может воспользоваться личной картой другого человека или льготной транспортной картой, хотя он не относится к этой категории граждан. За это накажут водителя, могут лишить премии, — прокомментировали нашим коллегам из NN.RU в городском департаменте транспорта.

Полный автомат: опыт Европы

В большинстве европейских городов уже давно отказались от кондукторов. Среди них Прага, Мюнхен, Берлин, Осло, Рига, Цюрих, Женева, Рим и другие. Купить билеты пассажиры могут заранее в специальных автоматах, которые установлены в общественных местах. Есть проездные, рассчитанные как на одну поездку, так и на 10 дней, на сутки, на неделю. Перед или при входе в общественный транспорт билеты нужно прокомпостировать. Для этого на остановках или в салонах установлено специальное оборудование. 

Казалось бы, проигнорируй эти правила и катайся на автобусах и трамваях бесплатно. Но сделать это не получится. Например, в Германии билеты постоянно проверяют контролеры. А в Берлине они еще и получают дополнительную плату за каждого пойманного зайца.

Как думаете, какой из этих вариантов подходит Самаре?

  • Турникеты, нужно дисциплинировать пассажиров 
  • Считыватели транспортных карт на входе удобнее
  • Автоматы — идеальный вариант

Главные новости Самары в формате фото и видео в нашем Instagram.

Комментировать

СВЯЗЬ С РЕДАКЦИЕЙ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

Круглосуточный телефон службы новостей 8-960-832-15-74