Город Гаражный разнос: зачем самарские дворы зачищают от железных коробок

Гаражный разнос: зачем самарские дворы зачищают от железных коробок

Мы узнали, как защитить своё имущество

Демонтаж гаражей на улице XXII Партсъезда

В Самаре насчитали 36 268 незаконных гаражей. Все — под снос! На масштабную зачистку дворов от самовольных построек горожане ответили обвинениями в хищении имущества. Как спасти свой гараж от сноса? Или же проще отказаться от авто, как советуют политики? Об этом — в нашем материале.

Была земля общая, стала городская

Обилие незаконных гаражей в Самаре объясняется политическим прошлым. В советское время не было понятия «муниципальная земля». Все ресурсы считались достоянием народа. Поэтому жители города смело использовали дворы и пустыри под собственные нужды. Оборудовали лавочки, столики, качели, песочницы. Тут же возникали гаражи, кладовки, погреба. Никому даже в голову не приходило, что возведённые в родном дворе постройки нужно как-то оформлять.

Но законодательство изменилось. Земля стала делиться на федеральную, муниципальную и частную. Поэтому беспрепятственно возведённые 10–20 лет назад самарские гаражи превратились в «самовольные постройки». Власти насчитали в городе 36 268 таких объектов.

Кто в лидерах по незаконным гаражам?


Инфографика: Дмитрий Гладышев

Мы составили рейтинг районов Самары по количеству самовольных построек:

  1. Советский район — 13 000 незаконных гаражей, снесли — 580.

  2. Промышленный район — 10 000 гаражей.

  3. Кировский район — 7000, снесли — 404.

  4. Железнодорожный район — 5300, снесли — 110.

  5. Ленинский район — 900, снесли — 80.

  6. Куйбышевский — 40, снесли — 2.

  7. Красноглинский район — снесли 36, демонтаж ещё 28 — в планах.

  8. Октябрьский район — снесли 64.

  9. Самарский район — снесли 13.

Методы работы чиновников различаются. Где-то незаконные гаражи демонтировали и вывозили на временную стоянку. Таким образом, у жителей оставался шанс вернуть себе своё имущество. Где-то из построек выбрасывали вещи владельцев и разрезали гаражи автогеном на куски.

Зачистили, в частности, улицу Партизанскую, улицу Жигулёвскую, участок на Владимирской — Карла Маркса. На Днепропетровской замки с гаражей срывали с помощью экскаватора. На Пятой просеке демонтаж боксов контролировали судебные приставы.

В Советском районе жители сами вывезли свои гаражи, чтобы спасти их от принудительного сноса. Процесс сняли на видео.

Видео: Евгений Щёкин/Youtube.com

Не все жители оказались довольны происходящим. Настоящий скандал разразился в Промышленном районе. Местную администрацию обвинили в открытом хищении чужого имущества. По словам жителей района, их никак не предупредили о предстоящем сносе гаражей и не дали шанса спасти свою собственность. А само уничтожение построек больше напоминало вандализм.

Против сноса «родного» гаражного массива выступили и жители Мехзавода.

«На улице Воронежской убрали гаражи — и вот что осталось после», — пожаловались жители
Демонтаж гаражей на улице Ивана Булкина

Снесли гаражи — сделали парковку


Причина таких разношёрстных методов работы в том, что в 2017 году полномочия по сносу самовольных построек передали администрациям районов. Соответственно, на каждой территории действует собственный регламент этой работы.

— В первую очередь мы демонтируем гаражи, препятствующие устранению аварий на инженерных сетях, а также те постройки, которые мешают благоустройству, — рассказали в администрации Железнодорожного района.

В Железнодорожном районе гаражи вывозят, а не пилят на куски

В Кировской районной администрации уточнили, что перед тем, как сносить гаражи, на них наносят информационные сообщения с использованием несмываемой краски. Таким образом владельцев предупреждают о необходимости убрать бокс. На это даётся два месяца. Затем постройки демонтируют принудительно.

— В результате вывоза 307 гаражей на территории района освободились две большие площадки. Сейчас мы готовим их под строительство двух детских садов, — рассказали в администрации Кировского района.

А вот на месте скандально снесённых гаражей в Промышленном районе практически ничего не изменилось: теперь там парковка «для своих». Освободившуюся территорию отсыпали щебнем и огородили тросиками, повесили замочки. Места стало чуть больше, но и машин под окнами у жителей прибавилось.

Убрали гаражи, но ничего не изменилось

— Благоустройство придомовой территории, освобождённой от временных гаражей, возможно в соответствии с пожеланиями жителей, включая обустройство парковочных мест, — пояснили в мэрии Самары.

Как узаконить гараж


Как простому жителю города узнать, попал ли его гараж в число незаконных построек? Мы обнаружили информацию в электронном виде по четырём районам города. В Кировском районе есть реестр самовольно установленных объектов, в Железнодорожном районе — реестр самовольно установленных металлических гаражей, в Советском районе — реестр самовольно установленных временных объектов, подлежащих демонтажу; в Промышленном районе — реестр самовольно установленных временных построек.

Как защитить свой гараж от сноса, если он всё-таки законный? По словам юристов, если у вас есть документы и на гараж, и на землю под ним, необходимо пойти и официально зарегистрировать свои права.

— Решение о сносе принимают, если у владельца гаража нет разрешительной документации, участок под гараж ему не отводили, в аренду или в собственность не передавали. А значит, постройка занимает муниципальную землю без каких-либо на то оснований. Сведения о правах на землю содержатся в Едином реестре прав на недвижимость, каждый земельный участок имеет свой кадастровый номер. Поэтому, если на руках у владельца гаража имеются документы на участок и конструкцию, но права не зарегистрированы, ему, во-первых, необходимо обратиться в орган регистрации через МФЦ. А во-вторых, сообщить о своих правах в администрацию района. Иначе сноса не избежать, — рассказала юрист юридического центра «Аргумент» Светлана Савинова.

Демонтаж гаражей на пересечении Гагарина и Авроры

Альтернатива гаражам


Некоторые самарские политики считают, что горожане смогут прожить и без гаражей. Всегда же можно найти альтернативу. По мнению депутата Самарского района Виталия Литвиненко, в первую очередь необходимо развивать общественный транспорт. Тогда у самарцев исчезнет необходимость в личных авто.

— Главная альтернатива потребности в гаражах — общественный транспорт. Нужно сделать эффективную и удобную инфраструктуру, где нет острой необходимости парковать машину в гараже у дома. Для замены сотен гаражей подходят и совсем инновационные решения — механизированные многоуровневые парковки, — считает Виталий Литвиненко.

Главные новости Самары в формате фото и видео — в нашем Instagram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления