14 октября понедельник
СЕЙЧАС +13°С

Чем бы заняться, лишь бы не работать

Поделиться

Просыпаешься утром и думаешь: «Сегодня нужно сделать это и то. Этим я займусь до обеда, а тем – после». План на день составлен, и можно немного расслабиться. Наливаешь кофе, проверяешь почту, просматриваешь новости и понимаешь, что полдня уже прошло.

«Сейчас поем и примусь за работу», – говоришь ты себе. Но после обеда выясняется, что надо помыть посуду, прибрать в квартире, купить канцелярские принадлежности, разложить ручки по цветам и выполнить кучу других задач, прежде чем приниматься за основную. Так проходит день, и, засыпая, ты тешишь себя надеждой: «Завтра я сделаю в два раза больше». Но утром все повторяется вновь. Знакомая ситуация? Именно она называется «прокрастинацией» или «откладыванием на потом».

Изучением феномена прокрастинации психологи занимаются недавно. Сам термин введен в литературу в конце 1970-х годов, а первые более-менее серьезные исследования появились лишь к середине 1990-х. Несмотря на свою новизну, проблема откладывания дел является крайне актуальной, и некоторые ученые уже окрестили ее «симптомом века». При этом у специалистов нет ответа на вопрос: «Отчего возникает прокрастинация?». Одни считают, что все дело в перфекцеонизме. Дескать, в стремлении к идеалу человек отрицает ограничения по времени, концентрируется на деталях и оставляет основную работу на потом. Другие уверены, что всему виной стресс и неуверенность в себе: работник максимально оттягивает момент сдачи проекта, так как боится, что его уличат в некомпетентности. Третьи винят во всем дух противоречия. По этой теории «любители долгого ящика» сплошь бунтари, которые выражают свой протест через бездействие. Однако отсутствие общепринятого понимания причин не мешает психологам давать советы по эффективному преодолению «напотомничества».

Шаг 1. Анализ ситуации

Для начала необходимо разобраться, по какой причине мы откладываем то или иное дело и что мешает нам приступить к его выполнению. Как правило, прокрастинацию вызывает нежелание испытывать негативные эмоции, связанные с выполнением определенной задачи. Например, надо записаться на прием к стоматологу, что может быть проще? Но перспектива лечения зубов вызывает страх и отбивает всякое желание звонить в регистратуру. В этой ситуации необходимо проанализировать, что конкретно нас пугает. Может, это боль, тогда достаточно вспомнить про анестезию, представить эффект, который даст лечение. Чаще всего осознание проблемы становится ее решением.

Шаг 2. Правило пяти минут

Заставьте себя заниматься делом в течение пяти минут. Когда время выйдет, остановитесь и подумайте, можете ли вы продолжить. Если нет – сделайте перерыв на 5-10 минут и вознаградите себя за выполненную работу, например, выпейте чашку кофе. Затем вновь займитесь работой, но не более пяти минут. Интервалы можно постепенно увеличивать с 5 до 10-15-20 минут и так далее. Специалисты по тайм-менеджменту утверждают, что за первый час интенсивной работы можно сделать большую ее часть.

Шаг 3. Не разменивайтесь на мелочи

Длинные подробные планы, вопреки распространенному мнению, только мешают достижению главной цели. Если в вашем списке наряду с рабочими вопросами будут мелкие бытовые задачи, то как прокрастинатор вы непременно сконцентрируетесь на последних, лишь бы не заниматься серьезными делами. Поэтому вносить в рабочие планы стоит только те задачи, выполнение которых хочется отложить на потом.

Шаг 4. «Съешьте лягушку»

Известный американский бизнес-тренер Брайан Трейси рекомендует: «Избавьтесь от брезгливости – съешьте лягушку». «Лягушка» – это неприятное дело, которым надо заняться в первую очередь, считает Трейси. После того, как «лягушка съедена», можете перейти к «вкусному», то есть к развлечениям и приятным хлопотам. Но порядок этих вещей менять нельзя: «сначала – лягушка, потом – вкусное».

Шаг 5. Используйте момент

Сначала займитесь тем, что доставляет удовольствие, а потом сразу переключите внимание на отложенную неприятную задачу. Положительные эмоции придадут сил и помогут взглянуть на ненавистную работу по-новому. Но обмануть себя не всегда получается.

Добавим, что перечисленные способы борьбы с «откладыванием» подходят для тех, у кого оно еще не вошло в привычку. К сожалению, псевдодеятельность, которой заменяются важные дела, затягивает как дрянной роман, и самостоятельно выбраться из порочного круга прокрастинации удается не всем.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Самарянин
    22 авг 2015 в 22:43

    Все это болезни офисного планктона. Реальный человек прекрасно понимает что и когда нужно делать, чтобы получить личную прибыль и улучшить свою жизнь. А стало бездельников в офисах, вечно страдающих от того, что мир устроен не так, просто "не так". Они даже нсмогут сформулировать, как должен быть устроен мир, чтобы им было в нем "как надо".

    Гость
    21 авг 2015 в 15:41

    А мне вот интересно, есть хоть один человек не подверженный этому состоянию, особенно среди людей творческих профессий: дизайнеры, журналисты, оформители и тому подобные. И еще, мне кажется, что если работа не приносит удовлетворения, то никакими "лягушками" не поможешь. Валить надо, если не стоит на работу.

    26 авг 2015 в 09:17

    Мне кажется, что в статье промелькнула одна из причин - неуверенность в себе. Я бы сюда еще добавил лень и отсутствие ответственности.