Здоровье Как помочь ребенку-инвалиду?

Как помочь ребенку-инвалиду?

В Самаре собрались педагоги из разных уголков России, чтобы поделиться опытом ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблема малышей с тяжеёлыми заболеваниями актуальна: в России проживает 350 тысяч ребят с нарушениями и инвалидов детства. В Самаре ежегодно раннюю помощь получают 4000 семей.

Проблемой ранней помощи детям с ОВЗ специалисты в области образования озаботились в 90-ые годы прошлого века. Было замечено, что чаще стали рождаться малыши с тяжелыми заболеваниями, которые диагностировались в раннем возрасте. В этот список входят генетические нарушения, связанные с умственной отсталостью и речевой патологией. А также заболевания, связанные с центральной нервной системой: нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, и раннее неблагополучие эмоционального развития. Перед педагогами и медиками встал серьезный вопрос: необходимо было создать условия для оказания комплексной ранней помощи семьям, воспитывающим малышей с ОВЗ. В условиях стесненного государственного бюджета эта тема становилась еще более острой. Финансировать затратное строительство специализированных центров не было возможности.

В 1999 году было предложено «вписывать» функции ранней помощи в систему дошкольного и школьного образования. Самым первым регионом, признавшим, что такая помощь его маленьким жителям необходима, стала Самарская область. Именно она была «первопроходцем», поставив на своей территории эксперимент по созданию областной системы ранней помощи детям с ОВЗ. Во время работы самарские специалисты наработали уникальный опыт в решении организационных задач. Он лег в основу создания подобных систем в других регионах. Так встал кадровый вопрос – вузы на тот момент не готовили специалистов, которые могли бы заниматься с особенными малышами. Эту проблему удалось решить благодаря курсам повышения квалификации педагогов, которые уже работали в учреждениях. Требовалось разработать четкую структуру ранней помощи. В результате появилась лаборатория и отделения системы ранней помощи в каждом образовательном округе губернии, всего их 14. Больших успехов в реабилитации позволяет достичь именно комплексная помощь, а это совместная работа педагогов, медиков, социальных служб. Помимо занятий непосредственно с ребенком необходимо специальное сопровождение семей. Важно научить родителей помочь своему ребенку преодолевать сложности, правильно развиваться. Необходимость работать в сцепке специалистам из разных сфер послужила поводом к более тесному взаимодействию трех министерств: образования и науки, социального развития и здравоохранения.

Широко известен опыт новокуйбышевского детского сада, где обучаются дети с ОВЗ. Заведующая «Центром коррекции и развития детей» Наталья Сохина рассказала Doctor63.ru, что с такими детьми их педагоги занимаются с 1995 года: «Помимо групп постоянного пребывания с 2002 года в системе ранней помощи с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями занимаются психологи, логопеды и дефектологи. В этот сад малыши попадают по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, она же проверяет и выпускников. Ежегодно наши стены покидает 110-120 ребят, и 95-97% из них могут продолжать обучение в общеобразовательных школах».

Успехи новокуйбышевского детского сада не единичны. Замминистра образования и науки Самарской области Владимир Классен привел обнадеживающие статистические цифры: «Результативность очень хорошая, мы с полной ответственностью говорим о том, что предпринятые шаги себя оправдали. Более 40% детей, у которых были диагностированы проблемы в развитии на самом раннем уровне, удается скорректировать еще в дошкольном возрасте. При продолжении этой работы процент повышается на уровне начальной школы», – сказал чиновник.

Результаты специалистов Самарской области признают ученые и на федеральном уровне. Директор «Центра ранней диагностики и специализированной помощи детям» Министерства образования и науки Российской Федерации Юлия Разенкова отметила, что губернский опыт стал показательным для других субъектов: «По России не так много регионов, которые действительно пошли по вашему пути. То есть строительства сети служб ранней помощи в шаговой доступности для семьей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Это Красноярский край, Республика Марий Эл, Калининградская область и Москва».

Чем раньше будет оказана помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья, тем выше у него шансы избежать инвалидности и стать полноправным членом общества. Однако вместе с тем, большинство регионов России не имеют на своей территории системы ранней комплексной помощи.

Фото: Фото с сайта Dvinainform.ru, видео Андрея СЕМОЧКИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления